Как правильно вести
учебный форум





Учебный форум (в соцсетях или в СДО, например, Moodle) может выступать не только в качестве инструмента для информирования студентов об организационных моментах или консультирования обучающихся, но также для организации оцениваемых дискуссий.
*В отличие от чата (синхронная коммуникация в режиме реального времени) форум представляет собой способ асинхронной коммуникации, которая осуществляется посредством публикации сообщений (постов) разных типов:

· пост – начало темы дискуссии,
· пост – высказывание мнения,
· пост – вопрос,
· пост – ответ,
· пост – модерация дискуссии и т.д.
Оцениваемые дискуссии являются интенсивным видом учебной деятельности, поэтому их рекомендуется организовывать 1 или 2 раза в семестр. Оптимальная длина дискуссии – 2 недели. Но возможны также варианты, когда дискуссия прерывается и проводится в несколько этапов, каждый из которых длится неделю.

Так как коммуникация на форуме осуществляется асинхронно, то студенты могут писать сообщения в любое время в рамках отведенного срока. Тем не менее, данный вид учебной деятельности является интенсивным, поскольку, для того чтобы реагировать на вопросы других участников, нужно собрать достаточно материала по теме, глубоко проработать его, сформировать свою позицию, предложить свои идеи или придумать, как развить чужие. Асинхронность дает обучающимся время на подготовку, а также упрощает процесс участия для тех, кому сложно высказаться в процессе спонтанной синхронной дискуссии.
Если группа большая, то следует разбить ее на подгруппы (от 4 до 8 человек). Для каждой подгруппы преподаватель создает отдельный форум, о чем информирует студентов, и при необходимости подписывает обучающихся на форум, после чего они начинают получать уведомления о сообщениях на форуме по электронной почте.

Для того чтобы запустить дискуссию на форуме преподавателю необходимо информировать студентов, желательно при помощи синхронных средств (при помощи Скайпа или вебинарной платформы), чтобы лично объяснить студентам, как будет организована дискуссия, и ответить на все вопросы. Однако нужно также составить и разместить на платформе и/или выслать документ, в котором будет вся необходимая информация по дискуссии (цель, содержание, структура, критерии оценивания, результат дискуссии и т.д.). К такому документу студенты могут обращаться каждый раз, когда им непонятны разные аспекты выполнения задания.
1. Цели и содержание дискуссий могут быть различными, например:
1) Статья:
- обсуждение прочитанной статьи в соответствии с теми основополагающими теориями/концепциями/моделями, которые рассматриваются в рамках темы;

2) Деловая игра:
- обсуждение материалов и стратегии поведения в деловой игре внутри своей подгруппы;

3) Проект:
- обсуждение материалов и проработка идей для проекта.

*Это не исчерпывающий список. Предметом дискуссии можно сделать самые разные артефакты и задания.
2. Структура дискуссии
Для того чтобы студенты смогли начать общение на форуме, у них должны быть опоры.

Во-первых, необходимо четко обозначить цели и задачи дискуссии.

Во-вторых, в качестве опоры могут выступать роли, которые студенты будут выполнять в ходе дискуссии. В зависимости от ситуации за студентом может закрепляться одна и та же роль или он может свободно сочетать несколько ролей. Роль подсказывает участнику дискуссии стратегию поведения и позволяет выстроить общение соответствующим образом.

Примеры ролей:

· Информирующий: тот, кто ищет и сообщает дополнительную информацию по теме (информаторы также могут делиться по типу используемых источников на тех, кто смотрит научные статьи, блоги, видео и т.д.).

· Уточняющий: тот, кто переспрашивает, перефразирует, проясняет, поправляет, дополняет то, что написал другой участник.

· Направляющий: тот, кто предлагает новые идеи и направления для дискуссии.

· Суммирующий: тот, кто составляет резюме того, что обсуждалось в рамках дискуссии.

· Модератор: тот, кто следит за активностью участников, обсуждаемыми темами, соблюдением правил.

В-третьих, для того чтобы сделать дискуссию более структурированной преподаватель может дополнить список ролей списком подтем, которые необходимо обсудить в рамках данной темы.
3. Роль преподавателя
Преподаватель изначально должен установить правила общения на форуме. Например, объяснить студентам, что не следует спорить ради спора или стремиться сделать как можно больше постов в ущерб качеству. Необходимо также убедиться, что студенты понимают разницу между обычным общением на форуме и учебным общением на учебном форуме, когда нужно привлекать материал по теме, высказываться в поддержку или критические, опираясь на факты, авторитетные источники.

Преподаватель не может вмешиваться в дискуссию, но студенты в то же время не могут быть предоставлены сами себе. Помимо синхронной встречи по поводу организационных моментов дискуссии, что само по себе является стартом для ее начала, преподаватель может также опубликовать первым приветственные посты на созданных для работы форумах с кратким изложением основных моментов синхронной встречи и подсказками для начала дискуссии.

Преподаватель/ассистент наблюдает за ходом дискуссии, предлагает дополнительные вопросы для обсуждения, может помочь направить ход дискуссии, стимулирует не очень активных участников (эти функции преподаватель осуществляет в виде публикации постов, т.к. он является участником всех созданных форумов).
4. Дополнительные средства коммуникации
Асинхронное общение на форуме может дополняться синхронным общением в Скайпе или мессенджере в том случае, если дискуссия заходит в тупик, или участникам нужно установить дополнительно какие-либо правила. Таким образом, студенты могут сами договориться, как им удобнее обсуждать какие-то моменты за пределами форума.
5. Критерии оценивания
Преподаватель может оценивать всю группу, но для того чтоб студенты активно участвовали в дискуссии, они должны знать, что их индивидуальный вклад также будет оцениваться.

Для этого они сразу должны быть ознакомлены с критериями оценивания, которые, к примеру, могут быть такими:

· 5 – активно участвует в дискуссии, использует разные роли, делает содержательные качественные посты;

· 4 – активно участвует в дискуссии, использует 1- 2 роли, не все посты являются содержательными;

· 3 – умеренное участие, преимущественно 1 роль, мало содержательных постов;

· 2 – неактивное участие, посты немногочисленны, носят формальный характер, ничего не добавляют к дискуссии;

· 1 – участник либо обозначил свое присутствие, но не участвует в дискуссии, либо не появляется на форуме совсем.
6. Результат дискуссии
Результат дискуссии во многом зависит от задания, которое лежит в ее основе (например, отчет по деловой игре, оформленный проект и т.д.), но это также может быть интеллект-карта, суммирующая все идеи участников.
7. Обратная связь
По окончании дискуссии преподаватель дает обратную связь в виде оценки и отзыва как каждой подгруппе, так и всей группе в целом (можно оценить командную работу, степень проработанности материала, оригинальность идей и т.д.). Обратную связь можно выслать по почте, а также побеседовать с обучающимися синхронно в рамках Скайп-сессии или вебинара, чтобы ответить на возможные вопросы, обозначить сильные и слабые моменты в работе подгрупп и подтвердить завершение дискуссии.
Вместе с этим материалом читают:
    Информация © 2020 Университет ИТМО
    Департамент образовательной деятельности
    Контакты
    Отдел образовательных технологий, телефон 457-18-60, email distant@itmo.ru, адрес Кронверкский пр., 49, каб. 322
    Made on
    Tilda