Как провести вебинар





Вебинар (от англ. «web-based seminar» – семинар, основанный на сетевых технологиях, интернет-семинар) — образовательная технология проведения интерактивного учебного занятия с возможностью получения обратной связи от участников в режиме online. Используются компьютеры/ноутбуки, подключенные к сети Интернет, и специальное программное обеспечение.
1. Примеры площадок
Для проведения вебинара необходимо определиться с площадкой, на которой вы будете его проводить.

Ниже приведены примеры платформ для проведения вебинаров, а также ссылки на обзоры платформ, которые помогут соориентироваться:

1. Adobe Connect
2. BIZON 365
3. Cifru-Meet
4. ClickMeeting
5. Discord
6. DreamStudy
7. eTutorium
8. GetCourse
9. Google Hangouts
10. Mikogo
11. Mind
12. MyOwnConference
13. ProfiConf
14. Pruffme
15. Ruweber
16. Skype и Skype для бизнеса
17. Teachbase
18. Vivavox
19. WebEx
20. Webinar.fm
21. Webinar.ru
22. Webinar.tw
23. Zoom
24. Мираполис

Обзоры и сравнение платформ:
1. Топ 9 популярных в России площадок для проведения вебинаров
2. Где провести вебинар. Обзор 10 лучших площадок
3. 12 бесплатных инструментов для проведения вебинаров и видеоконференций
4. Обзор 9 русскоязычных площадок для проведения вебинаров
2. Оборудование
Для участия в вебинаре необходимо следующее оборудование.

Персональный компьютер или ноутбук с подключением к интернету. Минимальная скорость интернет-соединения для участия в вебинаре с просмотром видео не менее 256 кбит/с на прием данных. Рекомендуемая скорость для комфортного участия в вебинаре с просмотром видео от
2 Мбит/с.

Веб-камера. Можно использовать встроенную в ноутбук камеру или внешнюю камеру, подключаемую к компьютеру по USB. Внешнюю камеру лучше расположить на верхней грани монитора по центру на уровне лица. Во время трансляции преподавателю нужно чаще смотреть в камеру, чтобы сохранить зрительный контакт с участниками вебинара.

Гарнитура или микрофон и звуковоспроизводящие устройства (наушники, звуковые колонки). Рекомендуется использовать USB-гарнитуру с наушниками и микрофоном, так как обычно USB-гарнитура дает лучший звук (подключается заблаговременно перед вебинаром). Также необходимо убедиться, что в меню «Настройки» выбраны нужные устройства, а также заранее протестировать звук.

Эхоподавление. Эффект «эхо» возникает в случаях, когда у кого-то из участников вебинара звуковые колонки находятся рядом с микрофоном и речь других участников из колонок «по второму кругу» попадает в микрофон. Чтобы минимизировать этот эффект, необходимо по возможности использовать гарнитуру или наушники. В случае использования звуковых колонок направьте их в сторону от микрофона. Также эффект эха может возникнуть, если в браузере открыто одновременно две страницы с вебинаром.

Программное обеспечение. На ПК пользователя – участника вебинара необходима установка плагина Adobe Flash Player последней версии, а также веб-браузера (часто рекомендуют Mozilla Firefox, Google Chrome).
3. Вебинарная комната
Все вебинарные площадки имеют что-то общее с точки зрения особенностей создания вебинарной комнаты, подключения, использования, интерфейса, но также есть и различия. Однако если вы научитесь использовать какую-нибудь одну площадку, то вам проще будет освоить и остальные платформы в случае необходимости.

На сайте itmo-distant.ru можно найти пример описания того, как создать вебинарную комнату и подключиться к ней при помощи платформ Cifru-Meet, Greenlight 2.0 и Skype.
Вебинарная комната (или диалоговое окно вебинара) обычно включает следующие элементы:

1. Список участников. При подключении к комнате программа автоматически вносит их в список, который виден преподавателю.

2. Изображения преподавателя, студентов. Количество видеоизображений ограничено пропускной способностью интернет-канала. Данная возможность необходима чтобы:
· дополнительно контролировать присутствие участников, наблюдать за их эмоциональными реакциями;
· при проведении тестирования (online-test) при помощи вебинара видеть, что участник отвечает на вопросы самостоятельно.

3. Презентация, другие документы, объекты. Вы можете выводить на экран не только свое видео-изображение, но также демонстрировать учебный материал, например:
· презентацию, где будут показаны основные тезисы выступления преподавателя,
· файлы других типов,
· свой рабочий стол,
· браузер или любое другое приложение.

4. Чат. Общение в чате можно начать с приветствия слушателей. Можно предложить слушателям также написать приветствие или поставить «плюсы» для проверки связи. Чат в основном используют слушатели, для того чтобы задавать вопросы преподавателю по ходу вебинара. Преподаватель может ответить на вопросы в чате после завершения очередной части вебинара, в конце вебинара, либо попросить ассистента отвечать на вопросы в чате сразу по ходу вебинара, чтобы не прерываться и сэкономить время.

5. Рисование. Преподаватель может включить данный инструмент любому участнику, чтобы тот изобразил что-либо на экране, где демонстрируется презентация (рисование осуществляется при помощи левой клавиши мыши, как если бы это был фломастер, которым можно рисовать на экране). Этот инструмент может быть не на всех платформах, но если он есть, его удобно использовать для того, чтобы вовлекать участников вебинара в те или иные активности. Например, можно попросить, чтобы каждый из участников своим цветом обвел в кружок ответы, которые, на их взгляд, являются правильными в документе, демонстрируемом на экране.

6. Запись. Вебинар можно записать. Если кто-то из студентов не смог поучаствовать в вебинаре, он сможет посмотреть запись.

Помимо основных окон на рабочем столе каждого участника имеется панель инструментов, дающая следующие возможности: попросить слово («поднять руку»), включить или отключить веб-камеру и микрофон, продемонстрировать рабочий стол, а также управлять указкой преподавателя.
4. Подготовка
Информирование участников вебинара. Предварительное оповещение о предстоящем вебинаре позволяет привлечь внимание к участию в нем студентов, обеспечить посещаемость. Содержание информационного сообщения состоит из следующих пунктов:
· название вебинара;
· дата, время начала, продолжительность вебинара;
· цели и задачи вебинара;
· краткие сведения о структуре и содержании вебинара;

Информацию о проведении вебинара рекомендуется рассылать участникам заблаговременно. Если функционалом платформы предусмотрены напоминания, то можно настроить рассылку электронных писем с напоминанием о вебинаре и ссылкой на виртуальную комнату, которые будут приходить за день и/или за час до мероприятия.

Организация рабочего места ведущего вебинара. Рабочее место преподавателя - ведущего вебинара организуется в отдельном помещении, при этом входная дверь должна быть вне обзора вебкамеры. Необходимо отключить телефон, а также закрыть все посторонние программы на компьютере ведущего. Необходимо убедиться, что задний фон соответствует деловому стилю, а также заранее позаботиться, чтобы освещенность помещения была достаточной для передачи изображения веб-камерой. Основной учебный материал, который будет демонстрироваться во время проведения вебинара, должен быть подготовлен в виде презентации или документов другого типа и заранее сохранён в виртуальном классе.

При подготовке цикла вебинаров преподаватель составляет тематический план цикла вебинаров и готовит авторские материалы (план занятия, анкеты/опросы, иллюстрационный материал).

План занятия (в форме вебинара) содержит:
1) цель, задачи, ожидаемые результаты;
2) рассматриваемые вопросы (для повествования, общего и
индивидуального опроса, обсуждения);
3) ход проведения занятия;
4) обзорную информацию по лекции (для запоминания, выделить главное,
выводы);
5) рекомендации по дополнительной информации.

Во время вебинара немаловажным является получение обратной связи от
обучаемых, с этой целью подготавливаются анкеты, опросы. Так, к задачам
проведения опросов можно отнести:
1) проверку входных знаний по теме;
2) проведение теста на «внимательность», понимание во время лекции;
3) выявление существующих точек зрения (при общем опросе);
4) проверку остаточных знаний (после занятия).

Возможные недочеты, которые необходимо учитывать при создании иллюстративного материала:
- слайды чрезмерно загружены текстом/информацией;
- нет визуализации в виде тематических схем, рисунков, таблиц и др;
- слайды дублируют полностью всё, что озвучивает преподаватель;
- оформление содержит много цветов, шрифтов, начертаний, что отвлекает
от содержания слайдов.

5. Проведение вебинара
К вебинару необходимо подключиться за 15–20 минут до начала.

В начале занятия необходимо задать вопрос рядовым участникам о качестве связи, попросив написать ответ в чате. В случае технических неполадок необходимо проинструктировать участников, каким образом связь может быть оптимизирована.

Далее необходимо назвать тему вебинара, кратко осветить круг вопросов, сообщить, сколько времени продлится мероприятие, каким образом и когда можно задавать вопросы. При использовании веб-камеры нужно смотреть на зрителя, т.е. в камеру. В ходе основной части вебинара излагается главная тема занятия с одновременным показом презентации. Переход от слайда к слайду должен сопровождаться голосовым сообщением об этом. Отвечая на вопросы в чате, преподавателю необходимо зачитывать содержание каждого вопроса вслух.

В начале вебинара, после представления, описания темы и рассматриваемых вопросов, рекомендуется отключить видеотрансляцию и оставить только аудиотрансляцию, чтобы не тратить трафик и сфокусировать внимание слушателей на презентации. Для запуска режима аудио/видеотрансляции необходимо в верхнем меню выбрать соответствующие кнопки видео и микрофона, после чего активизируется данный функционал. В конце вебинара можно опять продемонстрировать свое изображение обучающимся во время подведения итогов занятия.

Так как удерживать внимание студентов при проведении вебинара непросто, рекомендуется дробить материал на небольшие порции, перемежающиеся различными активностями (опросами, интерактивными заданиями (рисование), работой в группах (для этого может использоваться режим создания отдельных комнат для участников (если такая функция имеется); или участники могут писать друг другу приватные сообщения (если вебинарная комната предоставляет возможности не только использовать общий чат, но и писать друг другу приватные сообщения).

По завершении вебинара преподаватель подводит итоги, оценивает степень активности студентов, поблагодарит за работу участников. В конце встречи можно сделать анонс будущих вебинаров или сообщить другую важную информацию.
6. Внештатные ситуации
При возникновении внештатных ситуаций технического характера могут потребоваться дополнительные действия по перезагрузке виртуальной комнаты, настройке её параметров или параметров компьютера, с которого осуществляется трансляция.

Так, к внештатным ситуациям локального характера можно отнести следующие: сбой интернет-соединения, задержку аудиопотока, кратковременное или длительное отключение электроэнергии и т.д.

В первую очередь в таких случаях необходимо загрузить (или перезагрузить) виртуальную комнату. Проверить настройки микрофона, веб-камеры, включение режима эхоподавления. Далее убедиться, что виртуальная комната работает в нормальном режиме.

Если проблема не устранена, то требуется помощь системного администратора.

Помните, что внештатные ситуации при проведении вебинаров возникают время от времени у всех даже при тщательной подготовке. Если у вас что-то пошло не так, не волнуйтесь и постарайтесь отнестись к этому с юмором, как участники комедийного дуэта "Трипп и Тайлер":
Источники:
Вместе с этим материалом читают:
    Информация © 2020 Университет ИТМО
    Департамент образовательной деятельности
    Контакты
    Отдел образовательных технологий, телефон 457-18-60, email distant@itmo.ru, адрес Кронверкский пр., 49, каб. 322
    Made on
    Tilda