Лабораторные работы дистанционно: выбираем альтернативу





Не в самом завидном положении оказались те преподаватели, для реализации дисциплин которых требуется специализированное оборудование и физический доступ в лаборатории. Но выход есть всегда, нужно лишь больше творчества! Мы уже писали о виртуальных лабораториях здесь, а сейчас расскажем о других подходах.
Начать нужно с вопросов к себе: "Какая цель у выполнения лабораторных? А курса в целом? Какие компетенции должны быть сформированы у студентов по итогу изучения дисциплины?". Как правило, в рамках таких дисциплин студенты получают представление о конкретных методах и инструментах. Но, если задуматься, не сводится ли все к тому, что студент должен уметь применять научные методы и развивать навыки научного рассуждения? Рассмотрим три альтернативы, которые помогут вам обеспечить необходимые компетенции студентам.
1
Анализ первичных источников

Предложите вашим студентам подготовить структурированный анализ статей (предложенных вами или самостоятельно найденных), выделяя основные гипотезы и аспекты, важные именно для вашего курса и результатов обучения по дисциплине. Отчет по прочитанным статьям может иметь следующую структуру:

  1. обоснование, почему студент выбрал именно эту статью;
  2. выделение основной идеи статьи и выдвинутых гипотез;
  3. выделение результатов, а также с помощью каких опытов/исследований автор пришел к полученным результатам;

Здесь же можно предложить студентам оценить (написать отзыв) на статьи ученых и исследователей, которые работают (-ли) в этой же лаборатории.
2
Анализ реальных наборов данных

Так как темы анализа данных, нейронных сетей, машинного обучения очень популярны, то и наборов данных в открытом доступе существует великое множество. Предложите студентам проанализировать и визуализировать массив данных из нужной предметной области, а потом сделать выводы на основе полученных результатов. Наборы данных можно посмотреть, например, тут.
3
Заявки на гранты

Навык написания заявки на грант крайне важен, особенно для студентов старших курсов, заинтересованных в исследовательской деятельности. Для написания заявки понадобится и обзор литературы, и понимание предметной области, и умение кратко и емко отвечать на открытые вопросы по своему исследованию. Можно найти как реальные гранты, так и подготовить "учебный" грант, специфический для данной дисциплины.
Оберните сложившуюся ситуацию в свою пользу: объединяйте студентов в пары или группы (ведь сотрудничество является важной частью научного процесса), используйте новые образовательные технологии, на которые раньше не было времени, а если что-то не получается или нужен совет - обращайтесь в отдел образовательных технологий distant@itmo.ru.

Пишите в комментариях, как вы справились с закрытыми дверями лабораторий? :)

Материал подготовлен на основе статьи.
Вместе с этим материалом читают:
    Информация © 2020 Университет ИТМО
    Департамент образовательной деятельности
    Контакты
    Отдел образовательных технологий, телефон 457-18-60, email distant@itmo.ru, адрес Кронверкский пр., 49, каб. 322
    Made on
    Tilda