Высокое напряжение: боремся со стрессом в новых условиях





Почему некоторые люди практически не болеют даже в период обострения вирусных инфекций, а если и заболевают, то переносят болезнь легко и без осложнений, в то время как другие люди болеют часто, а любой «чих» может выбить их из колеи?

Дело в том числе в нашем психологическом состоянии и способности переносить стресс. Ведь наше здоровье и иммунитет зависят не только от физического состояния, но и во многом от уровня психологического комфорта, то есть состояния психики.

Медицина давно признала, что люди, испытывающие длительный сверхстресс, чаще болеют. Однако, с учётом нынешней обстановки в мире, глобальном информировании об эпидемиологической обстановке и новых условиях, в которых вынужден работать человек, в том числе преподаватель, сложно сохранять спокойствие и не беспокоиться о себе и своих близких.

Беспокойство, тревога и стресс сопровождают нас на протяжении всей жизни, но сейчас они заполняют собой всё вокруг.

Надеемся, что данная статья ознакомит вас с особенностями стресса в режиме самоизоляции, поможет справиться с негативными эмоциями и переживаниями и напомнит, о важности заботы о себе и других.

Стресс – это ответная реакция организма в виде психологического и физического напряжения, вызванного изменениями условий окружающей среды.

Умеренный уровень стресса иногда бывает полезен, он позволяет повысить работоспособность. Однако при длительном воздействии он способен перейти к вредоносной форме, опасной для здоровья, а также привести к профессиональному выгоранию.

Сильный стресс запускает компенсаторные механизмы в нервной, эндокринной и иммунной системах. Если стресс длится долго, то механизмы, призванные его компенсировать, истощаются. Это приводит к ослаблению сопротивляемости организма, человек становится подвержен заболеваниям.

Стресс может проявляться в следующих признаках:

  • тревога и беспокойство;
  • нарушение сна и аппетита;
  • хроническая усталость;
  • конфликты;
  • утрата интереса к профессиональной деятельности и хобби;
  • ощущение потери контроля над собой;
  • дезорганизация продуктивности деятельности;
  • нарушения в эмоциональной сфере (раздражительность, снижение настроения, придирчивость, необоснованная критичность);
  • нарушение продуктивности познавательных функций (снижение внимания, памяти, мыслительных процессов и др.);
  • наличие физического дискомфорта и неприятных ощущений со стороны соматической (телесной) системы организма.

Жизнь полна неожиданностей, стресса никому не избежать. Пониженное настроение, обиды, раздражительность, бессонница, конфликты в семье и на работе, неуверенность в завтрашнем дне – все, что не дает радоваться жизни, полноценно проживать ее, ослабляет нас, делает уязвимыми к инфекциям.

Чтобы ответить на вопрос – как повысить свою стрессоустойчивость, а значит и иммунитет, – важно понять, от чего они зависят, в том числе конкретно у вас.

Предлагаем вам пройти экспресс-диагностику состояния стресса К. Шрайнера:

Отметьте вопросы, на которые Вы можете ответить положительно:


1. Я всегда стремлюсь делать работу до конца, но часто не успеваю и вынужден(а) наверстывать упущенное.

2. Когда я смотрю на себя в зеркало, я замечаю следы усталости и переутомления на своем лице.

3. На работе и дома – сплошные неприятности.

4. Я упорно борюсь со своими вредными привычками, но у меня не получается.

5. Меня беспокоит будущее.

6. Мне часто необходим алкоголь, сигареты или снотворное, чтобы расслабиться после напряженного дня.

7. Вокруг происходят такие перемены, что голова идет кругом.

8. Я люблю свою семью и друзей, но часто вместе с ними я испытываю скуку и пустоту.

9. В жизни я ничего не достиг(ла) и часто испытываю разочарование в самом(ой) себе.

Обработка результатов экспресс-диагностики и их характеристика

Подсчитайте количество положительных ответов. Каждому ответу «Да» присваивается 1 балл.

0–4 балла. Вы ведете себя в стрессовой ситуации довольно сдержанно и умеете регулировать свои собственные эмоции.

5–7 баллов. Вы всегда правильно ведете себя в стрессовой ситуации. Иногда Вы умеете сохранять самообладание, но бывают такие случаи, когда Вы заводитесь из-за пустяка и потом об этом жалеете. Вам необходимо заняться выработкой своих индивидуальных приемов самоконтроля в стрессе.

8–9 баллов. Вы переутомлены и истощены. Вы часто теряете самоконтроль в стрессовой ситуации и не умеете владеть собой. Следствие – страдаете и Вы, и окружающие Вас люди. Развитие у себя умений саморегуляции в стрессе – сейчас Ваша главная жизненная задача.
Профилактика возникновения и развития стресса

Преодоление стресса отнимает много сил, поэтому целесообразно проводить его профилактику.

1. Поддержание психологического здоровья и благополучия.

  • неформальное общение в кругу друзей и родственников:
В современной ситуации самоизоляции важно не отрываться от социальных контактов и поддерживать общение через онлайн-сервисы или по телефону. Собирайтесь с близкими в режиме конференции и поддерживайте общение, несмотря на невозможность встретиться лично;

  • занятие любимым хобби:
Подумайте, что доставляет вам радость и возможность увидеть результат от проделанной работы? Полезно каждый день делать что-то, что даёт вам ощущение достижения. Возможно это то хобби, на которое всегда не хватало времени, возможно вы откроете для себя что-то новое. Так же полезно работать по дому, заниматься интерьером, готовить по новому рецепту и т.д.;

  • творческая деятельность:
Творчество несёт за собой важную функцию – эмоциональную разгрузку. Будет ли это рисование, которое никогда не получалось, но доставляет удовольствие или пение, расслабляющее и поднимающее настроение. Запланируйте на каждый день занятие, которое радует вас;

  • консультация у специалистов-психологов в случае возникновения затруднений и т.д.:
Помните, что в системе изолирования вы не одиноки. Современный мир способен предоставить другие возможности в общении. Если вы чувствуете себя неспособным справиться со стрессом, испытываете страх или неконтролируемую тревогу, не оставайтесь один на один с проблемой, обратитесь к психологу или другому специалисту через онлайн-службу.

2. Соблюдение сбалансированного режима питания, подойдут такие продукты, как:

  • крахмальные продукты – макароны, рис, картофель и ржаной хлеб;
  • продукты, богатые клетчаткой – цельные овощи и фрукты, каши и хлебцы, галеты;
  • белоксодержащие продукты – отварное и тушёное мясо, морепродукты и молочные продукты;
  • из напитков – вода, травяные настои и некрепкие напитки.

3. Не рекомендуется употреблять:

  • колбасы и сосиски, острые блюда, продукты с высоким содержанием сахара и жира;
  • крепкий кофе и чай, сильногазированные напитки;
  • алкоголь и энергетики.
Поддержание профессионально-психологического здоровья

Важно не только заниматься профилактикой стресса, но и поддерживать работоспособность. В системе самоизоляции в этом вам помогут не только уже знакомые рекомендации (общение, занятие любимым хобби, творческая деятельность, питание), но и такие техники, как:

  • внедрение разнообразных способов выполнения деятельности;
  • поиск новых вдохновляющих аспектов работы и её положительных сторон;
  • поиск новых направлений и специализаций в деятельности, их чередование;
  • активное использование профессионального юмора в различных формах.

Особо стоит уделить внимание ситуации «профессиональной новизны». Преподаватель должен приспособиться к новым условиям взаимодействия с обучающимися – онлайн. Всё новое кажется нам пугающим и часто невозможным. Однако данная тревога чаще всего является иррациональной, или субъективной, необоснованной. Нас посещают катастрофические мысли из серии: я не умею, у меня не получится, это слишком сложно… Но если быть объективным: это лишь мысли, не основанные на фактах, а отражающие лишь вашу тревогу. Существует 3 основных фактора, запускающие тревожные мысли: неоднозначность (возможность различных толкований), новизна (нет похожего опыта), непредсказуемость (неясно, как будут развиваться события).
    Предлагаем вашему вниманию схему принятия решения, которая поможет вам объективно смотреть на проблему.

    О чём я беспокоюсь?

    Могу я что-то сделать с данной проблемой?

    Да
    Подумайте, что вы можете сделать, к кому можете обратиться за помощью, составьте список вариантов. Напоминаем, что в Университете ИТМО преподаватель всегда может найти информацию об особенностях работы в новом режиме на информационной площадке itmo-distant.ru или задать свои вопросы в Google-форме .

    Нет
    Отпустите беспокойство и сосредоточьтесь на чем-то ещё важном для вас прямо сейчас. Смените род деятельности, отвлекитесь. Возможно, вы вернётесь к вопросу позже.

    В условиях самоизоляции важно поддерживать баланс между работоспособностью и отдыхом. Составьте распорядок дня, в который включите как работу (онлайн лекции, написание статей, проверка работ, общение с коллегами), так и отдых (перерывы на физическую активность, занятие хобби, общение с друзьями, нахождение на свежем воздухе (проветривание помещения или прогулки рядом с домом)).
      Для человека очень важно хорошее психологическое состояние, позитивные эмоции, крепкая связь с близкими. Это помогает пережить временные трудности.

      В тот момент, когда мы вернёмся в обычный, привычный для нас режим, мы обнаружим, что научились новому, открыли для себя новые горизонты, обзавелись новыми инструментами, увидели поддержку от коллег и поняли простую истину - выход есть всегда!
        Вместе с этим материалом читают:
          Информация © 2020 Университет ИТМО
          Департамент образовательной деятельности
          Контакты
          Отдел образовательных технологий, телефон 457-18-60, email distant@itmo.ru, адрес Кронверкский пр., 49, каб. 322
          Made on
          Tilda