Ответы на вопросы
и комментарии ППС
по переходу на дистант





В период с 30 марта по 4 апреля 2020 года преподаватели Университета ИТМО заполняли отчеты и планы перевода своих дисциплин в дистанционный формат. Сотрудники Управления качества образовательного процесса проанализировали все отчеты и благодарят преподавателей, предоставивших данные в срок и в полном объеме.

Ниже вы найдете ответы на самые часто встречающиеся вопросы и комментарии, которые, надеемся, помогут вам в переходе на дистанционный формат работы.
Хорошо бы разработать виртуальную лабораторию для экспериментов.

Да, виртуальная лаборатория в условиях дистанционного обучения остается наиболее подходящим вариантом проведения лабораторных занятий.

Виртуальные лаборатории, с помощью которых можно осуществлять дистанционное обучение, есть и в AcademicNT Университета ИТМО.

Подробнее о имеющихся виртуальных лабораториях и их разработке можно узнать в департаменте открытого образования (ДОО, электронная почта de@mail.ifmo.ru).

Также можно рассмотреть вариант проведения лабораторных занятий с помощью внешних готовых виртуальных симуляторов, компьютерных тренажеров, интерактивных моделей, специальных приложений и компьютерных игр и т.д. или рассмотреть иные альтернативные варианты. Подробнее о проведении лабораторных работ в дистанте можно почитать здесь и здесь.
    О 40-минутном ограничении в Zoom.

    Действительно, бесплатная версия Zoom имеет 40-минутное ограничение на проведение одной сессии, после чего требуется переподключение.

    Поэтому Университет ИТМО закупил лицензионную версию Zoom, в которой подобное ограничение отсутствует.

    Комнаты Zoom были распределены между факультетами. На факультетах были определены ответственные, кому были направлены логины и пароли от вебинарных комнат. Ответственные могут создавать конференции внутри таких вебинарных комнат и предоставлять преподавателям доступ к ним для проведения занятий.

    Для получения доступа к вебинарной комнате в Zoom вам необходимо обратиться в деканат своего факультета.
      О невозможности проведения лабораторных работ.

      Несмотря на то, что проведение лабораторных работ в сложившихся условиях затруднено, занятия не отменяются и должны проводиться, по возможности, в соответствии с установленным расписанием.

      Варианты могут быть следующие:

      Часть лабораторных занятий можно выполнить с помощью виртуальных симуляторов, компьютерных тренажеров, интерактивных моделей, специальных приложений и компьютерных игр и т.д. (в том числе в AcademicNT Университета ИТМО), позволяющих ознакомить обучающихся со строением объектов и их элементами; изучить технологическую схему и получить представление об этапах технологического процесса; изучить инструмент и технологическую оснастку, необходимые для проведения работ; ознакомиться с требованиями техники безопасности; научиться выявлять дефекты в работе оборудования и его отдельных узлов; закрепить умение правильно оформлять документацию и пр.

      Также можно продумать альтернативные варианты проведения лабораторных работ. Например, можно предложить обучающимся выполнить анализ первичных источников и на этой основе подготовить статью для публикации, или провести анализ реальных наборов данных, подать заявку на грант.

      Подробнее о проведении лабораторных работ в дистанционном формате можно почитать здесь и здесь.

      Если из предложенных вариантов подходящего не нашлось, рекомендуем весь материал проработать в рамках действующей программы курса, даже если в некотором смысле он будет более теоретизированным, а не практикоориентированным. А в случае благополучного исхода и запуска обучения уже в очном формате можно будет восполнить работу на оборудовании в рамках 1-2 встреч со студентами в рамках консультаций или даже факультативного курса.
        По сложным для восприятия и наукоемким дисциплинам дистанционная форма малоэффективна.

        Действительно, дистанционный формат обучения требует от преподавателя пересмотреть подачу материала для его полноценного восприятия.

        Основные правила:

        • разбиваем тему на части;

        • резюмируем при переходе от одной части к другой, навигируем обучающихся в изучении темы;

        • используем примеры, кейсы (в том числе, в формате видео);

        • используем упражнения и интерактивы;

        • проверяем, понимают ли обучающиеся материал по ходу и в конце трансляции (опросы, тесты)
        Можно попробовать практиковать «перевернутый класс» для таких дисциплин, когда обучающиеся максимально прорабатывают новую тему самостоятельно, потом проводится лекция по тем вопросам, которые возникли/остались у обучающихся. На лекции преподаватель может сосредоточиться на самом главном и сложном.
          Для гуманитарных дисциплин дистанционный формат неприемлем.

          Да, для гуманитарных дисциплин важен коммуникативный аспект в режиме «преподаватель-обучающиеся», «обучающиеся-обучающиеся». Но такой контакт можно реализовать и в ходе видеоконференцсвязи (ВКС), общения на форумах/чатах и т.д. В рамках дисциплин можно предусмотреть выполнения различных творческих заданий, виртуальные экскурсии и пр.

          Кроме того, огромное количество онлайн-курсов создано именно под гуманитарные дисциплины.
            Занятия по моему курсу успешно переведены в дистанционный формат, однако по-прежнему с моей стороны не решена задача дистанционного проведения экзаменов по курсу.

            В ИТМО есть свое приложение для прокторинга. Системы прокторинга позволяют не только видеть и слышать студента, но и видеть, какие окна он открывает на своем компьютере. Также большинство систем предполагают запись экзамена / зачета, поэтому, при возникновении спорных ситуаций, у вас будет материал, к которому вы сможете обратиться.

            По вопросам, связанным с ним, вы можете обращаться в Департамент открытого образования (de@mail.ifmo.ru).

            Существуют и другие площадки для прокторинга, например:

            https://go.proctorio.com/covid-19
            https://proctorexam.com/covid-19/

            Подробнее можно почитать здесь.

            В рубрике «Лучшие практики» есть пример проведения ППА на платформе Zoom. Можно попробовать реализовать такой сценарий и для проведения промежуточной аттестации по вашей дисциплине. Для проведения экзамена лучше заручиться поддержкой ассистента.
              Необходим инструмент для организации онлайн практических занятий с подтверждением личности студента для предотвращения списывания и возможностью отображения выполненной работы поэтапно от каждого студента.

              В ИТМО есть свое приложение для прокторинга (de@mail.ifmo.ru). Можно им воспользоваться.

              Можно также попросить студентов показать на камеру паспорт.
                Хорошо бы представить инструкции по дистанционному проведению лекций. Пока даны задания на проработку разделов книги предоставленной дистанционно в издательстве «Юрайт». Практические занятия проводятся в формате выдачи индивидуальных заданий по электронной почте, отчеты по которым посылаются по электронной почте.

                Основные правила:

                • разбиваем тему на части;

                • резюмируем при переходе от одной части к другой, навигируем обучающихся в изучении темы;

                • используем примеры, кейсы (например, видео);

                • используем упражнения и интерактивы;

                • проверяем, понимают ли обучающиеся материал по ходу и в конце трансляции (опросы, тесты)
                  Предполагаю проводить занятия и консультации в любом формате (онлайн, оффлайн, через вебинары, чаты), которые будут удобны студентам. Но возникает вопрос: если проводить тестирование вместо экзамена, то необходимо дать рекомендации по общей вузовской платформе, где преподаватель может эти тесты загрузить, а студент пройти онлайн (ведь на это потребуется достаточно много времени).

                  Еще вопрос по поводу оценивания, нигде не сказано - БаРС остается?


                  Для проведения тестирований используется как собственная платформа университета — система дистанционного обучения AcademicNT, так и любая другая. В AcademicNT студенты могут проходить тестирование удаленно по ключу доступа, выданному преподавателем. Через ключ можно задавать дату и время прохождения тестирования, обеспечив таким образом одновременное прохождение теста студентами.

                  По вопросам загрузки тестов и проведения тестирования на вузовской площадке нужно обращаться в ДОО (de@mail.ifmo.ru).

                  БаРС остается. Выставление обучающимся баллов за выполнение контрольных заданий в электронный журнал должно осуществляться в плановом порядке.
                    Я веду практические занятия по дисциплине «Элементы теории твердого тела и кристаллографии», есть ли какая-нибудь онлайн платформа, в которой можно решать/записывать задачи? Так как при удаленной работе возникают проблемы с тем в каком формате показывать студентам примеры решения задач (в данный момент использую Power Point, что очень неудобно).

                    Есть, например, платформа IDroo (виртуальная доска).

                    Можно пользоваться ею и передавать то, что происходит на экране, через Skype. Ее существенный плюс еще и в том, что она синхронизирована с Google. При необходимости, вы сможете подключить к ней обучающихся без дополнительной регистрации каждого.
                      Вместе с этим материалом читают:
                        Информация © 2020 Университет ИТМО
                        Департамент образовательной деятельности
                        Контакты
                        Отдел образовательных технологий, телефон 457-18-60, email distant@itmo.ru, адрес Кронверкский пр., 49, каб. 322
                        Made on
                        Tilda