Почему не стоит переживать
по поводу дистанционного обучения





Уважаемые коллеги!

Предлагаем вашему вниманию интервью с Антоном Андреевичем Старовойтовым, доцентом факультета фотоники и оптоинформатики, который с готовностью ответил на несколько вопросов ITMO.Distant
о работе со студентами в условиях дистанционного обучения.
Антон Андреевич Старовойтов, доцент ФФиОИ
Приходилось ли вам раньше преподавать в дистанте?

Нет. Если, конечно, не считать научного руководства деятельностью студентов и аспирантов, которое часто происходило по ночам накануне различных дедлайнов через VK.
    Какие дисциплины вы преподаёте? Какие виды занятий (лекции, практические, лабораторные работы)?

    В этом семестре я веду две дисциплины: «Введение в профессиональную деятельность» для бакалавров 1 курса и «Нелинейную оптику» для магистрантов 1 года обучения. Занятия предполагают лекции и лабораторные работы.
      Насколько легко вам дался перевод своих дисциплин в дистант сейчас?

      На мой взгляд, я отделался первоначальным испугом, потому что переход прошел для меня, как преподавателя, легко. В этом большую роль сыграли курсы преподавания специальных дисциплин на английском языке EMI, которые я прошел прошлой весной в Университете ИТМО, и последующая стажировка в этой же области в Бостонском Университете. Именно на этих курсах я познакомился с различными техниками преподавания, которые позволяют привнести в образовательный процесс элементы геймификации, задействования гаджетов. Если бы не было этого бэкграунда, я думаю, мне было бы тяжело за столь короткий срок изучить различные технологии образования самостоятельно.

      Как раз перед началом весеннего семестра я предложил коллегам перестроить рабочую программу дисциплины для бакалавров так, чтобы контроль освоения компетенций осуществлялся через интернет – через коммуникационные площадки в ИСУ и платформу тестирования quizizz.com. Ну и надо отметить, что у обеих моих дисциплин есть хорошее методическое обеспечение по лекционному материалу, организации самостоятельной работы и лабораторных занятий, которые я сам подготовил.
        Как вы думаете, вашим студентам стало проще или труднее осваивать вашу дисциплину?

        Думаю, на этот вопрос лучше ответят студенты в конце обучения. Полагаю, что из-за некоторой свободы, которая появляется в дистанционном обучении, перед преподавателем встает задача внедрить жесткие дедлайны, чтобы организовать работу студентов в течение семестра. Например, у нас в середине семестра появились недельные каникулы, хотя формально есть рекомендация оставаться дома. По просьбе магистрантов я провел лекцию в каникулы, а для бакалавров я записал видеоэкскурсию в лабораторию «Фотофизика поверхности» Международного научно-образовательного центра физики наноструктур, где я работаю. Они смогут посмотреть её в удобное для себя время. Это, конечно, не блокбастер, но в авральном порядке перед введением каникул я успел снять несколько роликов с экспериментами – фокусировку лазерного излучения линзой для оптического пробоя воздуха; нанесение нанометровой органической пленки на подложку с помощью спин-коатера.
          Какие инструменты и как вы используете?

          Я давно, еще до дистанционного обучения, использую яндекс-диск для того, чтобы делиться методическими материалами со студентами, выдавать задания и информировать об учете успеваемости в процессе обучения.

          Для лекционных занятий я использую приложение Zoom как наиболее простое. К сожалению, с Jitsi, платформой, которую я выбрал изначально, у меня на первом занятии были постоянные зависания, пропадания звука и/или видео. В итоге, для восстановления пропущенного занятия мне пришлось записать аудиокомментарии к презентации в PowerPoint и сконвертировать это в видео, которое я опубликовал на YouTube для студентов.

          Для меня главный минус в вебинарах, это то, что я не могу заглянуть в глаза студентов, чтобы уловить какие-то нюансы недопонимания или скуки. Для этого сейчас в презентации приходится вводить различные интерактивные элементы – опросы или "мозговой штурм", чтобы активизировать студентов. Для этого отлично подходит платформа nearpod.com. Надо отметить, что это универсальный инструмент, который можно использовать для организации как онлайн-обучения, когда ходом занятия управляет преподаватель, так и в режиме домашнего задания, когда студент сам переключает слайды, включает видео- и аудиоматериалы и переходит от задания к заданию в удобном для него темпе.

          Как я уже упоминал, лабораторные работы стали виртуальными, где видеоролики были дополнены пояснениями и комментариями – я не успел освоить видеоредакторы, поэтому всё сделал в PowerPoint, затем сконвертировал в видео, которое загрузил на YouTube. Половину лабораторных для магистрантов я успел провести очно в малых группах, защиту организуем через Zoom. Далее продолжаю работу над записью лекционного материала. Однако еще предстоит решить задачу по проведению лабораторных работ в магистратуре, т.к. там требуется освоение сложного экспериментального оборудования.

          Важным элементом обучения является самостоятельная работа студента, на которую отводится больше часов, чем на контактную форму. В дистанционном формате очень сложно организовать и контролировать эту работу. Так для развития компетенции по обработке и анализу научно-технической информации для бакалавров в рабочей программе дисциплине предполагается реферат. Обычная технология предполагает выдачу в начале семестра темы, по которой в конце нужно сдать печатную работу. Но будет ли это планомерная работа студента в течение всего семестра над рефератом? Именно поэтому в этом семестре я решил разбить такую глобальную задачу на этапы по выполнению. К определенным датам студенты должны подобрать литературу по теме, дать краткую аннотацию по структуре будущего реферата, представить черновик и финальную версию. В качестве системы для управления этой деятельностью, еще до перехода на дистанционное обучения, были выбраны коммуникационные площадки в ИСУ. Они позволяют студенту под личным логином и паролем публиковать тестовую информацию или прикладывать файл с готовым рефератом в общих форумах/чатах.
            Еще из курсов EMI я использую инструмент peer feedback, когда студент должен дать отзыв на материал своего однокурсника. Это позволяет студентам более точно погрузиться в методические рекомендации и учиться друг у друга. Естественно, не стоит думать, что первокурсник сразу сможет стать профессиональным рецензентом. Для этого нужно учиться, а я, как преподаватель, могу дать подсказки в виде опросника, в котором указано то, на что надо обратить внимание. Например, на этапе подбора литературы студенты должны опубликовать список использованных источников; а ревьюер должен оценить, оформлен ли список по ГОСТ (если нет, то нужно дать указания на то, что необходимо исправить), являются ли эти источники авторитетными (например, научными статьями или книгами), выполняется ли требование по использованию 2 иностранных источников за последние 5 лет. И вот такие опросники студенты заполнять друг на друга и также публикуют на коммуникационной площадке. Это не значит, что я умываю руки и пускаю всё на самотек, я контролирую и черновики, и отзывы на них. Меняя пары учащихся на различных этапах, я фактически организовываю чтение студентами различных материалов в рамках своего курса. Таким образом, студенты могут научиться чему-то новому друг от друга.

              3 совета для начинающих работу в дистанте:
                1
                Не стоит переживать по поводу дистанционного обучения, студенты вполне доброжелательны на другом конце провода.
                2
                Вебинары не сильно отличаются от очных лекций, единственное, что требуется - разобраться с техническими аспектами.
                3
                Постарайтесь следить за вовлеченностью студентов в образовательный процесс, не стоит надеяться на их самостоятельность.
                Как вы планируете организовать в дистанте промежуточную аттестацию?

                Именно так, как это прописано в РПД. Для бакалавров в виде тестирования на платформе quizizz.com, которое я предполагал сделать на мобильных телефонах на паре, но сейчас, видимо, придется проводить дистанционно. Эту платформу можно использовать при текущем контроле усвоения материала, т.к. она позволяет просмотреть, как студенты отвечали на каждый вопрос, и это позволит оценить пробелы в знания.
                  Для магистрантов – письменный экзамен, который, наверное, придется организовать с элементами онлайн-прокторинга, благо у меня богатый опыт приема дистанционных письменных экзаменов в магистратуру.
                    Как не унывать в (само)изоляции?

                    Не унывать позволяет рабочая атмосфере, т.к. несмотря на "выходные", я продолжаю работать. Помимо образования, я задействован в организации грядущего Конгресса молодых ученых, который пройдет онлайн. Также с коллегами мы сейчас активно работаем над приемной кампанией, которая в этом году явно будет проходит не в обычном формате. Научная работа также не стоит на месте, ведь, несмотря на изоляцию, мы можем работать над полученными результатами и публиковать статьи. На следующей неделе состоится международная конференция SPIE Photonics Europe, где моя аспирантка выступит с докладом, пусть и дистанционно. Естественно, появилось больше свободного времени, его можно направить на саморазвитие, я, например, сейчас прохожу онлайн курс. На мой взгляд, уныние развивается от безделья.
                      Вместе с этим материалом читают:
                        Информация © 2020 Университет ИТМО
                        Департамент образовательной деятельности
                        Контакты
                        Отдел образовательных технологий, телефон 457-18-60, email distant@itmo.ru, адрес Кронверкский пр., 49, каб. 322
                        Made on
                        Tilda