Ответы А.В. Лямина
на вопросы по переходу ИТМО на дистанционный формат работы





Уважаемые коллеги!

Предлагаем вашему вниманию ответы А.В. Лямина, начальника ДОО, на вопросы по переходу Университета ИТМО на дистанционный формат работы.

Запись онлайн-встречи с А.В. Ляминым доступна по ссылке в ИСУ.
Academic NT
Вопрос:
1. Какая база виртуальных лабораторных работ есть в ДОО? Где её можно посмотреть? Можно ли их использовать и на каких условиях?
Ответ:
Если мы опубликуем всю базу наших виртуальных лабораторий, которые есть на текущий момент, то преподавателю будет сложно решить, в какой дисциплине можно использовать ту или иную виртуальную лабораторную работу, вырванную из контекста. В основном все лабораторные работы (их большая часть), которые были у нас разработаны и размещены в Academic NT, используются в онлайн-курсах. Онлайн-курсы вы можете посмотреть, посмотреть их описание, можете проконсультироваться с нами. Когда вы видите лабораторную работу в онлайн-курсе, вам легко понять, потребуется она вам или нет. Поэтому отвечая на этот вопрос я бы предложил следующую схему взаимодействия: если у вас есть желание использовать какую-то виртуальную лабораторную работу, но вы не знаете, какую, присылайте нам запрос: укажите дисциплину, рабочую программу, укажите для каких групп вы хотите использовать лабораторную работу, мы вам поможем подобрать ту или иную лабораторную работу, входящую в тот или иной онлайн-курс.
Вопрос:
2. Если нужно воспользоваться системой поддержки проектной деятельности в ДОО, какой порядок действий? Кто может оказать техническую поддержку?
Ответ:
Техническую поддержку оказывает Департамент открытого образования. Система поддержки проектной деятельности развернута по адресу team.ifmo.ru. Для входа в эту систему вы можете использовать данные от ИСУ. Посмотрите её, она основана на системе REDMINE. Если она вам подходит, то используйте ее, если нет, то посмотрите ещё раз на Microsoft Teams, может быть, с учётом того, что есть документы с использованием этого ресурса, то может быть она подойдет больше.
Вопрос:
3. Можно ли разместить электронный курс в ЭИОС ИТМО? Какой порядок действий, к кому обратиться?
Ответ:
Обратиться на de@itmo.ru. Курс размещать можно. Каждый преподаватель может разместить свой курс и свои материалы, обращайтесь к нам, мы вышлем инструкции.
Онлайн-курсы
Вопрос:
1. Почему бы не сделать бесплатными онлайн-курсы Университета ИТМО?
Ответ:
Сейчас не только курсы ИТМО бесплатные, но и остальные. Если вы подаете заявки на онлайн-курсы, то вы попадаете на бесплатные курсы, которые предоставляются на безвозмездной основе.
Вопрос:
2. Какова процедура осуществления контроля студентов в период обучения по онлайн-курсу? Может ли преподаватель иметь доступ к промежуточным результатам контроля?
Ответ:
Результаты предоставляются, если это онлайн-курсы от Coursera, по требованию преподавателя. По другим курсам зависит от университета, как вы с ним договоритесь, чей это онлайн-курс. Минимум, что они дадут по окончанию онлайн-курса, они дадут все результаты вашего студента. Некоторые университеты работают также как и Coursera, вы присылаете запрос – они присылают всю необходимую вам информацию.
Вопрос:
3. Как будет проходить выгрузка результатов по онлайн-курсам?
Ответ:
См. выше
Вопрос:
4. Можно ли студенту пройти не весь онлайн-курс, а часть, т.к. он рассчитан на большее количество часов, нежели моя дисциплина?
Ответ:
Да, конечно. Поскольку вам предоставляется выгрузка по всем испытаниям в онлайн-курсе, вы сам определяете, какие испытания вы будете зачитывать, а какие нет. Никто не заставляет студента проходить весь курс целиком, обычно все элементы в курсе открыты полностью, и студент, в зависимости от ваших инструкций, сам выбирает, что ему проходить. Т.е. вы ничем не рискуете, если рекомендуете онлайн-курс вашему студенту, а если вы рекомендуете отдельные испытания или отдельные темы, то ещё лучше. Ни в коем случае не надо думать, что от вас потребуется, чтобы ваши студенты проходили курс целиком и вам не предоставят какие-то результаты. Нет, результаты вам предоставят в любом случае, в том числе, если студент ничего не делал в курсе.
Вопрос:
5. Когда откроется студия записи онлайн-курсов, как будет работать, что будет из оборудования?
Ответ:
Студия онлайн-курсов работает в 456 аудитории (Кронверкский пр. д. 49), если вам нужно записать курс, обращайтесь по электронному адресу de@itmo.ru. Всё работает, как и прежде. Договоримся на удобное время, и можно будет осуществлять запись.
Вопрос:
6. Когда можно будет продолжить работу над созданием онлайн-курса? Можно ли это делать в дистанционном режиме? Или требуется запись в студии? И будет ли конкурс?
Ответ:
Мы продолжаем работу в студии с преподавателями. Там много людей не собирается. Если у преподавателей есть желание прийти в студию и записаться, сотрудники готовы эту функцию реализовать. Нужно написать запрос на de@itmo.ru.
Вопрос:
7. В связи с переходом всех обучающихся в онлайн-формат, будет ли объявлен конкурс на создание онлайн-курсов для «Национальной платформы открытого образования» весной 2020 года?
Ответ:
Да, конкурс объявлен будет. Традиционно мы проводим два конкурса. В этот раз тоже будет объявлен конкурс. Для того, чтобы уже готовиться к нему, нужно оформить заявку. Заявка размещена на сайте https://de.ifmo.ru/ в разделе «Документы». Вы можете скачать эти формы заявки на проведение конкурса, оформить и прислать нам до объявления конкурса. Если мы видим, что уже несколько заявок поступило, мы объявляем конкурс по мере готовности, чтобы не создавалась ситуация, когда конкурс объявлен, и на него будет 3-4 заявки.

Если у вас есть потребность в онлайн-курсе, действуйте так: заходите на https://de.ifmo.ru/, в разделе «Документы» - шаблоны документов, берите форму заявки и разработки на сопровождение онлайн-курса для «Национальной платформы открытого образования», заполняете и присылаете нам, в мае проведем конкурс, и дальше всё зависит от решения комиссии.
MS Teams и ZOOM
Вопрос:
1. Какие возможности предлагает Университет ИТМО для совместной работы над документами (альтернатива Google Docs)?
Ответ:
Это офис 365, с которым у нас есть лицензия, все те же самые функции: создать документ, электронная таблица, презентация, можно делать онлайн, можно предоставлять доступ или совместно работать онлайн.
Вопрос:
2. Предусмотрен ли учёт студентов, посетивших онлайн-лекцию? Каким образом преподаватель сможет получить отчёт об общем числе посетивших онлайн-лекцию и список пофамильно, чтобы не тратить на это время при проведении лекции?
Ответ:
Всё зависит от той среды, в которой вы работаете. Если вы работаете в ZOOM, то возможности при текущей конфигурации вести текущий учет сейчас нет, учет успеваемости в текущий момент лежит на преподавателе.
Вопрос:
3. Как организовать лекцию воркшоп на большее количество студентов (100 человек) в дистанционном формате?
Ответ:
ZOOM – при текущей лицензии в одной конференции допустимо до 300 человек.
Вопрос:
4. Может ли преподаватель общаться со студентами через платформу ZOOM в часы самостоятельной работы студентов, включенные в учебный план, в часы общения со студентами как руководителя ВКР и при проведении иных мероприятий, не связанных с учебным планом? То есть будет ли обеспечена работа преподавателя со студентами через систему ZOOM без ограничений по времени?
Ответ:
Да, подавайте заявку, главное, чтобы об этом знали диспетчеры, чтобы не наложились занятия с другим преподавателем. Если вы зарезервируйте определенное время, вы сможете этим воспользоваться.
Вопрос:
5. If possible, change Microsoft Team accounts for teachers to educators on the platform. At the moment our Microsoft email is not set an educator, which means we do not have access to certain features of Microsoft Teams that create an educational environmental setting due dates, assignment deadlines, quizzes and pools during conversations, among other educational features.
Ответ:
Вопрос о том, что не все функции работают. Но я смотрел и работал в Microsoft Teams, и все функции мне были доступны под обычной учётной записью сотрудника. И возможность указания заданий с сроком формирование групп – всё это доступно.
Вопрос:
Для занятий иностранным языком в ZOOM нужно подключить сессионные залы, т.е. возможность разделить группу на подгруппы во время основной онлайн-сессии. В обычном ZOOM это делается в профиле, в расширенных настройках. Буду признательна, если удастся наладить эту функцию.
Ответ:
Решение уже найдено.
Вопрос:
7. У коллеги из одной языковой школы для занятий в ZOOM был создан однотонный фон с логотипом школы. Очень классно и профессионально смотрится! Если есть такая возможность, давайте тоже так сделаем! Для этого нужно: 1) зеленое полотно для фона 2) продумать, где будет логотип, всё это соотнести визуально, чтобы выглядело эстетично и стильно.
Ответ:
Да, мы подали заявку, сейчас она рассматривается в ZOOM, это заявка на создание домена, а когда будет создан домен, будет возможность персонализации всех комнат, которые у нас используются и всех входов конференции. Обязательно этим займемся.
Вопрос:
8. Хотелось бы, чтобы на уровне Университета был разработан регламент проведения занятий в электронной форме с указанием конкретных инструментов и технологий. Если всё будет использоваться одним ПО, это значительно упростит жизнь студентам и преподавателям. P.S.: Мне больше понравился cifru-meet, так как он проще, но при этом обладает большим функционалом, чем ZOOM.
Ответ:
Такой задачи изначально не ставилось (до 16 марта). Для того чтобы выбрать конкретную технологию, которая будет рекомендоваться для всех студентов и преподавателей, нам нужно накопить опыт. Сейчас мы как раз накапливаем опыт, и есть, из чего выбрать: cifru-meet, Microsoft Team, BigBlueButton, ZOOM - и какие из этих инструментов нельзя будет использовать в учебном процессе, а какие можно.

Из-за того, что есть два вида платформ – платформа «Открытое образование», есть платформы как системы управления обучением – есть некоторая путаница, по вопросам это видно. Есть система управления учебным процессом – это вид востребован в большей части электронных УМК. В нашем университете в текущий момент уже предоставлен доступ к AcademicNT, которая имеет все возможности для системы управления обучения. Кроме того, развернута система Moodle – используется в других подразделениях (ЦИИЯ, Физтех). Всё-таки, давайте не будем ставить единое, так как преподаватели и студенты приходят из разных университетов, институтов, выбирать одну конкретную платформу, навязывать кому-то неудобные для него некомфортные условия. Мы сейчас идем к такой архитектуре, когда у нас будет централизованное хранилище результатов обучения и определенный круг платформ, которые с ним взаимодействуют, и чтобы весь объем хранился и накапливался, а преподаватели и студенты могли использовать удобный для них интерфейс.

Отвечая на вопросы о единой дистанционной платформе, у нас есть базовая система AcademicNT, у которой есть весь набор документов, и техническая поддержка, в которой реализованы все возможные методы и технологии электронного обучения. Если удобнее использовать Moodle, то он развернут на серверах Университета ИТМО.

Базовая система есть, но если по каким-то причинам нужно использовать другую систему, то, пожалуйста, в этом случае нужно рассматривать её интеграцию в ЭОИС всего университета. Если нужно что-то размещать в AcademicNT, Moodle, обращайтесь на de@itmo.ru.
Организационные вопросы
Вопрос:
1. Преподаватель пишет: «С домашним оборудованием тоже беда, в семье всех высадили на удаленную работу, учебу и техники не хватает…».
Ответ:
Принято решение, и в приказе ректора это отражено, что сотруднику можно выдать оборудование, которое есть в университете для реализации учебной работы и в документах прописано, всё это есть в объявлениях в ИСУ.
Вопрос:
2. Преподаватель пишет: «По факту (с учетом подготовки и проведения видеоконференций и проверки заданий в Google Classroom) объем работы увеличился».
Ответ:
Да, у всех объем работы увеличился, и для тех, кто работал, были предусмотрены надбавки, руководители и деканы факультетов этим занимались, выбирали и определяли на основе анкетирования студентов.
Вопрос:
3. Следует ли планировать проведение курсов в дистанционном формате на осенний семестр?
Ответ:
Конечно, мы должны будем сделать выводы с той ситуацией, которая случилась после 16 марта с тем, чтобы всегда быть готовыми к этой ситуации. В любом случае, учебный процесс уже не будем прежним, который был до 16 марта, он изменится. Сейчас отслеживаются все сигналы, чтобы выработать рекомендации на организацию учебного процесса с 1 сентября.
Вопрос:
4. Куда обращаться, если возникают технические неполадки у обучающихся?
Ответ:
Если не работает сервер или сеть, то у нас есть департамент (департамент информатизации, информационной безопасности и режима), который занимается инфраструктурой – можно писать на helpdesk@itmo.ru.

Если проблемы с курсами или системой управления обучения, пишите нам (de@itmo.ru). Ваш запрос не потеряется, обязательно получите ответ.
Вопрос:
5. Как получить доступ преподавателям и студентам к онлайн-курсам на Coursera, edX, OpenEdu, Lectorium, Stepik? Какие права по управлению обучением студентов есть у преподавателей на этих платформах?
Ответ:
На этот вопрос ответил ранее.
Дополнительное образование
Вопрос:
1. Может ли ДОО организовать обучение по своим программным продуктам? Будет ли в ДОО организовываться повышение квалификации по организации и проведению онлайн-обучения?
Ответ:
Сейчас курс уже стартовал с участием ДОО под руководством ДОД в онлайн-формате. Мы не однократно проводили и свои семинары, участвовали в семинарах ITMO.Expert, готовы подумать о том, как выстроить работу на постоянной основе, чтобы всем преподавателям это было полезно, и был бы результат в портфолио, и чтобы это было востребовано.
Промежуточная и итоговая аттестация
Вопрос:
1. Каким образом будет проводиться дистанционная аттестация аспирантов?

2. Как и на какое время будет предоставлен доступ к платформе ZOOM на период защит ВКР?

3. Как будет организована промежуточная аттестация в весеннем семестре, с помощью каких технологий AcademicNT?

Ответ:
Все заявки на аттестацию от руководителей образовательных программ собираются в департаменте образовательной деятельности. Стандартная технология для тех, у кого нет электронного курса следующая: используем электронный практикум, потом загружается задание, оно может быть отсканированное, может быть несколько вариантов задания, включается прокторинг, и под наблюдением нашего представителя студент заходит, нажимает кнопку, получает случайный вариант и пишет работу под запись, выкладывает фото и прикладывает его к заданию. Так проходит промежуточная аттестация в AcademicNT.
Прокторинг
Вопрос:
1. Преподаватель пишет: «Необходим инструмент для организации онлайн-практических занятий с подтверждением личности студента для предотвращения списывания и возможностью отображения выполненной работы поэтапно от каждого студента».

2. Как планируется проводить промежуточную аттестацию в вузе? Возможно ли использование ITMO.Proctor? Какие могут быть варианты использования прокторинга? К кому обращаться за помощью по вопросам прокторинга в рамках промежуточной повторной аттестации.
Ответ:
Все эти вопросы обсуждаются. Есть достаточно сложная проблема: даже если мы используем асинхронный прокторинг, когда ведется запись испытуемого и его комнаты, запись его рабочего стола, звука помещения, даже если будут помечаться испытания, которые содержат подозрения на нарушения, то это всё равно достаточно массовая работа. Есть варианты, как реализовать эту работу с использованием волонтеров, но не хотелось бы, чтобы это ложилось непосредственно на преподавателя, поскольку мы понимаем, какой это объем работы. А каким образом это сделать, с одной стороны, чтобы не превратилось в профанацию, и с другой стороны, чтобы это было технологично, и откуда брать ресурсы, есть некоторые варианты, но нужно принять решение. Пока мы находимся на этапе выработки решения.
Программное обеспечение
Вопрос:
1. Есть ли возможность установки студентами на личных персональных компьютерах лицензионного программного обеспечения (или программного обеспечения для вузов/студентов)? Для моей дисциплины – это Matlab Simulink.
Ответ:
Я бы порекомендовал в текущей ситуации посмотреть в сторону тех программных продуктов, которые имеют открытую лицензию, и по возможности использовать эти продукты. Оперативно решить вопрос, если нет лицензии, в текущий момент не получится. Если нет свободного ПО и нет возможности в текущий момент адаптировать онлайн-курс, то нужно думать о переносе занятий на другой семестр.
Вопросы из чата
Вопрос:
Скажите, сколько времени занимает согласование и запись онлайн-курса - от дня подачи заявки до дня начала записи?
Ответ:
Есть норматив (сложился в онлайн-обучении): чтобы записать онлайн-курс на основании уже существующих материалов (есть задания и лекции, презентации, есть опубликованная методичка), технически, чтобы оцифровать это и сделать видео лекции, нужно на один курс три недели.
Вопрос:
Студенты по обмену не имеют доступ к MS Office 365 и Microsoft Team. В Microsoft Team нельзя добавить внешних пользователей, а это очень нужно для проектной деятельности. Для входа в Office 365 используется <таб.номер>@niuitmo.ru, можно ли объединить с доменом @itmo.ru?
Ответ:
Эти вопросы относятся к ЭИОС. Если говорить об Office 365 и Microsoft Team, чтобы пригласить кого-то к редактированию документа, не обязательно, чтобы он имел учетную запись Университета ИТМО. То же самое, если вы хотите сделать звонок в Microsoft Team. А вот чтобы сделать группу, нужна учетная запись. Но этот вопрос зафиксирован. Будем обсуждать. Но мое мнение – чтобы на время работы в Университете ИТМО он получал учетную запись, пусть временную, но получал доступ ко всем записям.
Вопрос:
Нужно ли заполнять электронный журнал в ЦДО или эту работу можно будет выполнить в конце семестра/сессии?
Ответ:
Журнал заполнять нужно.
Вопрос:
При проведении занятий в ZOOM, обязательно бронировать через ИСУ или можно использовать учетную запись, которая была дана на факультете и бронировать конференции и рассылать студентам самостоятельно?
Ответ:
Лучше обращаться к вашему факультету, так как все инструкции и управление идет через факультет.
Вопрос:
При использовании онлайн-курса частично, студент обязательно должен завершить курс получением удостоверения или преподаватель сам может проверить задания и выставить оценку?
Ответ:
Те курсы, которые предоставлены Министерством науки и высшего образования, которые использованы другими университетами, там не предусмотрена выдача сертификатов, т.е. студент не получает сертификат. Вы получаете только выгрузку, т.е. по каждому студенту будет видна успеваемость и оценки, которые он получил, кроме того, будет предоставлен доступ к прохождению прокторинга (записям, которые были). Преподаватель сам делает вывод, засчитывать ему этот результат, в какой пропорции – сам преподаватель устанавливает.
Вопрос:
Подскажите, пожалуйста, по поводу виртуальных лабораторных и электронных практикумов в системе AcademicNT. Пытался разобраться с тем, что приведено на сайте ЦДО в разделе для авторов. Я наскачивал все файлы, которые представлены, чем их все открывать я даже не представляю. Техническое руководство к созданию лабораторных датировано 2002 годом, а более новые представляют для меня абракадабру. Я правильно понимаю, что без навыков программирования я не смогу с этим разобраться?
Ответ:
Есть некоторые шаблоны. Если вы работали с HTML-документами, то вы прекрасно сможете разобраться. Для того чтобы создать электронный практикум или инновационные задания, не нужно использовать эти шаблоны, которые приведены для пакетной загрузки. Вы можете создавать задания, используя веб-интерфейс. Заходите и по веб-интерфейсу вводите текст без какого-либо знания основ программирования.
Вопрос:
Как же совместно с онлайн-курсом работать полноценно по расписанию лекций, практик и лабораторных работ?
Ответ:
У вас есть возможность поменять расписание, но обязательно уведомив диспетчеров. Вы можете обосновать схему обучения с использованием онлайн-курса, уведомив ДОД, который внесет изменения в расписание занятий.
Вопрос:
Как получить отчет о посещаемости конкретного занятия в ZOOM?
Ответ:
Поскольку подключаются студенты все без учетных записей, с одной стороны, невозможно провести учет посещаемости, а с другой стороны, вы можете пригласить кого угодно. В начале занятия вы можете попросить каждого студента представиться показать студенческий билет и зафиксировать момент и отметить.
Вопрос:
Как объединить две запланированные на одно время конференции (лекции)?
Ответ:
Если было 2 лекции, а хотите провести одну – дать всем одну ссылку.
Вопрос:
Как использовать ZOOM, если занятия проводятся в другое время?
Ответ:
Подстроить занятие под это время или подстроить Zoоm под ваше занятие.
Вопрос:
По выбранным онлайн-курсам для обучения студентов преподавателю также будут доступны все материалы?
Ответ:
Да, будут. Записываются и преподаватели, и студенты.
Вопрос:
Как оценивать практику студентов?
Ответ:
В зависимости от того, как вы ее организовали. Всегда можно использовать видеоконференцсвязь, т.к. это фактически аналог традиционного общения в онлайн и также устроить защиту и зафиксировать всё.

Присылать вопросы технического характера перехода на дистант можно на de@itmo.ru.
Вместе с этим материалом читают:
    Информация © 2020 Университет ИТМО
    Департамент образовательной деятельности
    Контакты
    Отдел образовательных технологий, телефон 457-18-60, email distant@itmo.ru, адрес Кронверкский пр., 49, каб. 322
    Made on
    Tilda