Личная эффективность
онлайн-преподавателя:
10 рекомендаций





1. Эффект присутствия

Одной из проблем дистанционного обучения является эффект присутствия преподавателя, от которого напрямую зависит эффект присутствия студентов на онлайн-занятиях и их включенность в образовательный процесс в целом.

Временные рамки. Создайте расписание с учетом времени, которое вы обычно проводите в аудитории и тратите на подготовку и проверку работ. Каждую неделю отводите одинаковое количество времени на то, чтобы проводить онлайн-трансляции.

Напоминаем о себе. Дополнительно используйте следующие приёмы для усиления эффекта присутствия:

  • Еженедельно уведомляйте студентов о том, какой будет тема предстоящей недели, и подводите итоги предыдущей недели.
  • Регулярно отвечайте на вопросы, которые вы получаете по почте или на форуме.
  • Регулярно проводите консультации по расписанию и/или запросу.
  • Размещайте небольшие видео с объяснением сложных мест и ошибок.
  • Своевременно оценивайте и возвращайте работы.

Дополнительно: об эффективном планировании ─ в заметке Эффективное планирование с приложением Google-Календарь, Планируйте занятия в Zoom через расписание в ИСУ, Проектное обучение при помощи MS Teams.
    2. Онлайн-харизма

    При переводе занятий в дистанционный формат теряется индивидуальный стиль преподавания: интонация, выражение лица, походка. Особенно сильно это ощущается при асинхронной коммуникации, когда, вместо преподавателя, студенты видят сухой неэмоциональный текст.

    Индивидуальная и теплая манера письма. Для еженедельных объявлений, заданий, ответов на вопросы можно использовать свой индивидуальный стиль письма. Также попробуйте сделать вашу манеру более теплой и человечной. Например, вместо фразы "Вы не получите зачет, потому что не выполнили последний тест", можно написать "Спасибо за работу на вебинаре. Напоминаю вам, что для успешного прохождения курса необходимо выполнить все тесты. Если у вас возникли затруднения, буду рад/а ответить на ваши вопросы"; или вместо фразы "Задайте вопросы на дискуссионном форуме", можно написать "Если у вас есть какие-либо вопросы, помните, что я всегда готов/а на них ответить, чтобы вы могли успешно справиться с заданием."

    Не перенапрягайтесь. Делайте аудио и видео записи, чтобы продемонстрировать свои знания, эмпатию, индивидуальность (при этом обращайтесь напрямую, смотрите прямо в камеру, чтобы усилить воздействие на аудиторию). Эти подкасты не должны быть идеальными, вы можете сделать запись на скорую руку с телефона. Если запнулись, сделайте паузу и продолжайте так, как вы это обычно делаете во время лекции. Так запись будет звучать даже более аутентично. Вам также необязательно записывать видео для каждого модуля. Бывает достаточно короткого приветственного ролика для первого раздела курса.

    Дополнительно: об организации асинхронного обучения при помощи учебных форумов ─ в заметке Как правильно вести учебный форум.
      3. По ту сторону монитора

      Онлайн-студенты физически не присутствуют на занятии и вынуждены учиться в одиночестве. Им иногда не к кому обратиться за помощью, а задать вопрос они могут только во время вебинара. Это приводит к сильному чувству изоляции и потребности в поддержке преподавателя, которая отличается от той, которую можно обычно получить в аудитории.

      В аудитории вы можете получить информацию о том, что думают и чувствуют студенты невербально. Скучают? Не слушают? Растеряны? Вы наблюдаете эти сигналы и калибруете свое поведение. Но работая дистанционно, вы не всегда можете понять, когда студенты перестали вас внимательно слушать или когда они не могут понять задание.

      Глазами студента. Представьте себя на месте студента, который сидит дома один и пытается понять материал. Убедитесь, что ваши инструкции для работы на форуме или цитирования понятны. Проверьте, достаточно ли четко описана оценочная шкала. Дали ли вы примеры работ, успешно выполненных другими студентами, чтобы обучающиеся получили представление о ваших ожиданиях по поводу курсового проекта?

      Взгляд коллег, друзей, родственников. Вы можете договориться с коллегами (друзьями, родственниками) и организовать онлайн-занятия друг для друга, чтобы посмотреть на себя со стороны. Они могут увидеть то, что совершенно не бросалось в глаза: плохо организованные материалы, слишком строгий тон текстовых сообщений, недостаточное количество инструкций и подсказок, объясняющих, как приступить к изучению курса. Студенты должны четко знать, что вы преподаете, каковые ключевые идеи курса, и каким должен быть результат обучения.
        4. Интуитивная организация контента

        Нередко онлайн-обучающиеся начинают испытывать фрустрацию и не могут включиться в учебу просто потому, что им сложно найти презентации, видео, дискуссии и тесты. У них остается меньше когнитивной энергии и времени для изучения материала.

        Материалы должны быть организованы методично, систематично, целесообразно. Но при личном общении вы можете дополнительно что-то пояснить, сделать напоминание или подсказку. Вы также можете это сделать во время онлайн-трансляции. Но когда студенты работают асинхронно, это невозможно. Поэтому необходимы дополнительные меры, для того чтобы у студентов возникало как можно меньше вопросов при работе с вашими материалами:

        • Студенческий профиль. Зайдите на выбранную вами платформу, используя версию/роль не преподавателя или администратора, а студента, и пройдите ваш курс как человек, который никогда не обучался дистанционно и в особенности при помощи предложенной платформы.
        • Особенности дизайна платформы. На некоторых платформах текстовый заголовок может быть ссылкой, которую нужно кликнуть, чтобы открыть страницу с материалами или загрузить задание. Но для студентов это может быть неочевидно. Поэтому, где возможно, необходимо добавить, к примеру, такую подпись: "Кликните ссылку выше, чтобы загрузить документ".
        • Много навигационных инструментов ≠ навигация. Подумайте о том, как рационально использовать меню, разделы, папки и другие навигационные инструменты, которые могут как помочь организовать материал, так и запутать студентов. Изучать курс неудобно и энергозатратно, если надо слишком много кликать на ссылки, открывать слишком много вложенных друг в друга папок и мучительно долго прокручивать текст вверх, чтоб добраться до того, что написано внизу страницы. Попытайтесь найти баланс.
        Ваша главная цель ─ сделать так, чтобы студенты постоянно фокусировались на изучении материала, а не на его поиске, чтобы было как можно меньше отвлекающих моментов.

        Дополнительно: о точках роста преподавателя, "проблемных" типах обучающихся и безопасности ─ в заметке Технологии и человеческий фактор в дистанционном обучении; о подготовке перевернутого класса − инфографика Перевернутый класс.
          5. Визуализация - это важно

          Все уже привыкли, к тому, что многие онлайн-курсы − визуально скучны, бледны и совершенно не мотивируют. То, где занимаются студенты, ─ в светлой уютной новой аудитории или старом плохо освещенном зале с побитой мебелью ─ влияет на мотивацию и восприятие информации.

          Иногда для того чтобы сделать онлайн-курс привлекательным достаточно нескольких штрихов. Для новых идей проанализируйте то, как сделаны ваши любимые сайты, книги, журналы, или чьи-то чужие удачные онлайн-курсы. При этом необязательно быть дизайнером. Можно воплотить в жизнь самые простые принципы: разбейте большие куски текста при помощи подзаголовков, цветных набранных другим шрифтом цитат, картинок, пробелов. Добавьте видео (свои или с YouTube), новостные сайты, онлайн-библиотеки.

          Дополнительно: о создании инфографик и других материалов ─ в заметках "Инфографика для дистанционного обучения" (Часть 1, Часть 2).

          Однако помните, что все должно быть в меру. Учитывайте также, что с вашим материалом будут работать студенты с ОВЗ, если они у вас есть. Поэтому вам может понадобиться помощь специалиста по созданию материалов для этой категории обучающихся.

          По вопросам работы с обучающимися с ОВЗ обращайтесь в Центр сопровождения инклюзивного образования ИТМО: centrsio@itmo.ru.
            6. Проговариваем ожидания

            В тот момент, когда студенты начинают выполнять задания самостоятельно, у них нет возможности обратиться к вам за помощью и сразу получить обратную связь. Убедитесь, что ваши инструкции достаточно понятны и детальны и, в то же время, не переусердствуйте: студентам будет тяжело переваривать слишком длинные инструкции.

            • Пишите инструкции коротко, в простом разговорном стиле.
            • Создайте короткое простое видео на пару минут с объяснением ключевых особенностей задания.
            • Дайте примеры качественно выполненных студенческих работ. Для сравнения также приведите примеры неудачно выполненных заданий.
              7. Создаем учебные опоры

              Когда вы обучаете в аудитории, вы не осознаете, какое количество опор даете вашим студентам. Например, когда вы объясняете, как решить уравнение, вы описываете вслух ваш мыслительный процесс. Когда вы приводите примеры и аналогии, вы демонстрируете связи между понятиями, что способствует более глубокому пониманию материала. Когда вы задаете критические вопросы, то вы помогаете слушателям разобраться в теории или подходе. Вы объясняете систематически шаг за шагом, как успешно выполнять тесты, проекты и другие задания.

              Так как общение в режиме реального времени на дистанте ограничено, то создавать опоры приходится несколько иначе.

              Вот несколько примеров того, как можно создать опоры в онлайн-курсе:

              • От простого к сложному. Например, вам нужно, чтобы студенты записали видео-презентацию по теме своего исследования. Попросите их сначала записать короткое видео на пару минут, где они рассказывают одногруппникам о себе, чтобы они потренировались прежде, чем приступят к записи презентации.
              • Проверка связи. На этапе ознакомления с курсом попросите студентов отправить вам сообщение с использованием сервиса сообщений на вашей платформе, для того чтобы они привыкли писать вам и задавать вопросы. Попросите их написать вопрос о плане курса или назвать две персональных цели изучения вашего курса. Не оставляйте их сообщения без ответа. Ответьте кратким приветственным сообщением, чтобы они знали, что вы получили их письмо и готовы помочь.
              • Тест на внимательное чтение инструкций. На первой неделе онлайн-курса попросите студентов загрузить PDF-файл своей письменной работы. Для этого им надо будет конвертировать изображение в PDF, чтобы загрузить файл в правильном формате. При помощи подобного рода упражнений вы приучите студентов более внимательно следовать вашим инструкциям.
              • Интеллект-карты. Давайте студентам задание на создание интеллект-карт в конце каждого раздела и обсуждайте их с ними для того, чтобы узнать, насколько они усвоили ключевые понятия и разобрались в теориях. Для создания интеллект-карт существуют различные онлайн-сервисы. Например, Coggle.
                8. Плюрализм мнений и сила примера

                В аудитории, когда студенты задают вопросы, если им что-то непонятно, вы пытаетесь объяснить другим способом, приводите примеры. Вы также комментируете высказывания студентов, которые демонстрируют свое собственное мнение отличное от общепринятого или вашего мнения по теме. Разнообразие объяснений, примеров и комментариев может потеряться при дистанционном обучении, но именно в этом случае оно особенно важно. Однако придумать несколько разных объяснений бывает достаточно сложно, поэтому можно порекомендовать следующие приемы:

                • Используйте уже существующие видео-ролики по своей теме, которые позволят взглянуть на нее под другим углом.
                • Запишите и разместите в своем курсе мини-лекцию коллеги.
                • Разработайте активности для студентов, где они будут объяснять материал друг другу. Например, разбейте группу студентов на пары на семестр, для того чтобы они работали и обсуждали материал вместе. Просите их отчитываться 1 раз в неделю тоже вместе.
                • Демонстрируйте в качестве примера работы других студентов целиком или частями.
                § На дискуссионных форумах побуждайте студентов к высказыванию разных мнений и относитесь с уважением к высказываемым точкам зрения, даже, если вы не согласны с некоторыми из них.

                Включайте как можно больше примеров в свой курс, но не требуйте от студентов, чтобы они ознакомились со всеми этими примерами. Отправляйте студентов знакомиться с дополнительными примерами и объяснениями по курсу, если они просят об этом.
                  9. Создаем уют

                  Несколько советов по тому, как сделать виртуальную комнату уютной:

                  • Визуализация, интерактивные инструменты, задания.
                  • Каждый раз объясняйте студентам, как будет построено занятие. Обозначайте смысловые связи между частями вебинара.
                  • Излучайте доброжелательность, позитив, уверенность в том, что у ваших студентов все получится.
                  • Демонстрируйте участие, понимание, заботу.
                  • Не скрывайте страстную увлеченность своим предметом.
                  Студентам понравится приходить в вашу виртуальную комнату еще до того, как они приступят к изучению курса.

                  Дополнительно: в заметках Как провести вебинар, Как вести виртуальную учебную группу.
                    10. Избавляемся от неправильных установок

                    "Онлайн-курс сам за тебя работает." Когда только появились первые онлайн-курсы, преподаватели считали, что они работают точно так же, как учебные курсы, отправленные по почте (например, экспресс-курсы английского языка на кассетах). Но для того чтобы проходить курс без участия преподавателя, требуется высокий уровень мотивации.

                    Поэтом преподавателю необходимо активно участвовать в работе своего онлайн-курса. Выделите время в своем графике на то, чтобы размещать объявления, предлагать новые объяснения, рекомендации по выполнению заданий, отвечать на вопросы, комментировать посты на форумах, оценивать студенческие работы.

                    "Дистанционные студенты ленивы, не мотивированы и т.д." Причиной отсутствия мотивации у студентов может быть личная ситуация (работа, воспитание детей и т.д.), но также это может быть связано с дизайном курса:

                    • Плохая организация материалов курса, непродуманная навигация, скучный дизайн.
                    • Недостаток опыта как у преподавателя, так и у студентов в области дистанционного обучения.
                    • Технические неполадки, затрудняющие работу с курсом.
                    Следует учитывать, что для успешного прохождения онлайн-курса многим студентам не хватает навыков самоорганизации, социальной и логистической поддержки. Поэтому преподаватель должен уделять много времени планированию курса и организации общения "преподаватель-студент" и "студент-студент".

                    "Дистанционное обучение не дает результатов." Так же, как и в аудитории, результаты обучения зависят во многом от личности, профессионализма преподавателя, и его желания работать дистанционно.

                    Дополнительно: об онлайн-курсах ─ в заметках Как сделать запрос на онлайн-курс, Выбираем онлайн-курс, Простая инструкция по переходу в онлайн, Микрообучение, Сценарии перевода занятий в дистанционную форму.
                      Вместе с этим материалом читают:
                        Информация © 2020 Университет ИТМО
                        Департамент образовательной деятельности
                        Контакты
                        Отдел образовательных технологий, телефон 457-18-60, email distant@itmo.ru, адрес Кронверкский пр., 49, каб. 322
                        Made on
                        Tilda