А.А. Капитонов: Еще до карантина на факультете ИКТ развивался
опыт преподавания дисциплин в Agile-формате, что как раз позволило осуществить бесшовный переход на дистанционное обучение.
Суть формата обучения в следующем - фактически используется несколько техник: обучение с опережением, перевернутый класс, проектный подход. Все это оборачивается в Agile-формат, когда студенты разделяются на небольшие группы (от трех до пяти человек). Этим командам предлагается выполнить любой проект, на их усмотрение, с условием, что он будет реализован на основе определенных технологий. При этом студентам важно показать процесс работы в системах управления проектами (Trello, Jira, Asana). Каждую неделю (установленный sprint) мы встречаемся и обсуждаем проделанную работу:
5 минут – обсуждение, что было сделано;
5 минут – какие возникли проблемы;
5 минут – постановка задач на следующую неделю.
При этом студенты сами ставят себе задачи (преподаватель, в данном случае - ментор, следит, чтобы задача была выполняемой за определенное время) и распределяют роли, их может быть несколько, в зависимости от проекта.
Далеко не все студенты являются (или не проявляют активного желания быть) разработчиками, поэтому эффективным является предоставить возможность студентам в рамках проекта (учебной работы) выбрать одну из ролей:
- разработчик ПО - человек непосредственно занимающийся написанием программного кода;
- тестировщик - занимается тестированием разработанного ПО, обеспечивает поиск ошибок;
- CI/CD - сборка ПО и запуск его в среде исполнения;
- технический писатель - любой код, продукт должен быть задокументирован;
- дизайнер UX/UI - делает так, чтобы все было лаконично, удобно и красиво выглядело.
Таким образом, разделение на данные роли позволяет сделать проекты (студенческие работы) максимально приближенными к использованию, результаты которых могут быть использованы на хакатонах или в их собственных стартапах.
В сферу ответственности преподавателя входит ориентирование студентов в технологиях, последних актуальных проектах, тенденциях в сфере их деятельности, по которой ведется предмет, а также оценка их трудозатрат (определение объема работы) по задачам для каждой из ролей.
Конечно, поначалу студенты завышают свои возможности, говорят, что все сделают в короткие сроки, но быстро начинают понимать, что задачу нужно разделить (декомпозировать) на этапы и подзадачи, начинают постигать суть проектной работы, порядок решения сложных задач, развивают навыки работы в команде.
Студенты редко объективно оценивают трудозатраты, не всегда готовы к работе в команде, испытывают сложности с формулировкой задач и установление сроков их исполнения. В основном студенты привыкли, что им ставят задачи, ставят срок, и они работают. Декомпозиция задачи – это задача преподавателя как ментора, т.е. он на основе своего экспертного мнения может оценить, сколько в человеко-часах будет занимать эта задача. Таким образом достигается покрытие студентами проекта, чтобы проект был не слишком сильным, не слишком слабым. Через соблюдение такого баланса достигается результат команды.
В целом при таком подходе в некотором смысле происходит подмена смыслов образования. Изначально, предмет о том, что нужно освоить какую-то технологию, получить навыки работы с определенными средствами и инструментами. При этом во главу угла эта задача не ставится, она подразумевается, фокусировка происходит абсолютно на другом – на выполнении реального проекта. Задачи ставятся сложные (в целом для решения части подобной задачи можно посвятить отдельный курс), а здесь ребята за весь курс решают реальную задачу, не осознавая, не думая, что она сложная, трудновыполнимая в короткие сроки. Они думают о том, как им довести проект, как организовать работу, как сформулировать задачу. Освоение технологии, получается, ложится в базовый слой, проходит просто, без терзаний. В таком формате ребята работают и за семестр выдают проект.
Из-за того, что студенты могут работать над любыми проектами, часто случается симбиоз, когда студенты одного факультета работают над проектом со студентами другого факультета. Например, сейчас есть несколько работ: студенты бакалавриата на ФСУиР участвуют в проектах магистрантов с ФИКТ, Art&Science, ХБК в качестве исполнителей. Им выделяется кусок проекта, и за семестр они должны решить задачу, что-то запрограммировать или собрать.
Если оценивать результат, то качество работ значительно выше. Ребята реализуют проекты от стадии идеи до какого-то рабочего или полурабочего программного обеспечения, которое можно как-то запускать, имеет минимальный функционал, решает какую-то задачу. Мало того, что у них есть код, у них есть вся документация по проекту и дополнительно весь код покрыт тестами. Стоит отметить, что такой системный подход по результатам проекта студентам очень нравится.
Такой формат работы получает все большее распространение. Подобная практика развивается и на ФСПО, думаем, что совсем скоро ей будут пользоваться везде. Например, на ФСПО ребята реализовали систему выставления оценок преподавателем. За три месяца разработано полноценное приложение на Java, которое не только позволяет делать учет оценок, но и расчет стипендии, а в дальнейшем возможна и интеграция с другими системами учета успеваемости. Также ребята создали методичку с лекционным материалом, интерактивными практиками в виде Jupyter Notebook и набором презентаций.