Как правильно вести учебный форум. Часть 3





В двух предыдущих статьях, посвященных учебным форумам, мы рассказывали о том, как организовать и структурировать оцениваемую дискуссию, а также как пользоваться сайтом NowComment для создания форумов.

В этой статье мы расскажем о 3-х техниках мозгового штурма, которые можно использовать, работая со студентами на учебном форуме.

Обратите внимание, что для успешной реализации любой техники мозгового штурма необходимо, чтобы обучающиеся знали,

1) какая цель стоит перед ними;

2) какие роли они будут выполнять в ходе дискуссии;

3) какова роль преподавателя на форуме;

4) как подготовиться к дискуссии и какие материалы для этого нужны;

5) какие критерии оценки будут использованы, для того чтобы оценить личный вклад в дискуссию каждого из них.

О необходимости выполнения этих условий мы писали в статье "Как правильно вести учебный форум".

*Что касается сроков проведения мозговых штурмов, то оптимальным считается срок - не более 2 недель, однако длительность дискуссии определяется самим преподавателем.

1. Коллективный блокнот
    Мозговой штурм в одной группе

    Преподаватель создает форум, на котором обучающиеся будут работать асинхронно в течение Недели 1, т.е. обмениваться своими мыслями и идеями в письменном виде. Преподаватель подключается к форуму, для того чтобы контролировать выполнение задания и задавать вопросы-подсказки. На Неделе 2 преподаватель организует вебинар, в котором суммирует идеи обучающихся и обсуждает их более детально в онлайн-режиме.

    2. Вертушка
      Мозговой штурм в нескольких группах

      Преподаватель делит студентов на несколько групп и в каждой назначает модератора. Для каждой группы ─ свой отдельный форум и аспект темы для обсуждения.

      Неделя 1: каждая группа обсуждает свой аспект на своем форуме. Модераторы следят за обсуждением, помогают, суммируют идеи при помощи Google-документа.

      Неделя 2: модераторы меняются форумами, переходят от одной группы к другой. Подключившись к новому форуму, модератор объясняет другой группе, какой аспект обсуждался, какие идеи были высказаны и предлагает дополнить документ предыдущей группы своими идеями. Модераторы должны обойти все форумы.

      Неделя 3: преподаватель организует вебинар, для того чтобы выслушать модераторов и участников дискуссий, подвести итоги обсуждений в группах, сопоставить работу групп и модераторов на форумах.

      3. Шесть шляп
        Мозговой штурм по ролям (проработка содержательной стороны дискуссии)

        Преподаватель назначает студентам роли на время дискуссии:

        • синяя шляпа (модератор)
        • белая шляпа (поиск информации)
        • красная шляпа (открытое выражение эмоций по поводу идей)
        • черная шляпа (критическая оценка идей, поиск слабых мест и определение рисков)
        • желтая шляпа (позитивная оценка идей, поиск сильных сторон и потенциала)
        • зеленая шляпа (поиск нестандартных, альтернативных решений)

        В зависимости от количества студентов можно назначить несколько ролей одному человеку или одну и ту же роль нескольким.

        Неделя 1: обсуждение проводится в назначенных преподавателем ролях.

        Неделя 2: преподаватель меняет роли.

        * Более подробно в инфографике ITMO.EXPERT (примеры и вопросы-подсказки преподавателя).

        Роль преподавателя
          Преподаватель и/или его ассистент должны присутствовать на форумах при асинхронном обсуждении, сильно не вмешиваясь в дискуссию и выполняя следующие роли:

          • инициатор (публикация приветственного поста, включающего резюме задания и несколько наводящих вопросов);
          • модератор (если не назначен модератором один из студентов или он назначен, но не справляется);
          • фасилитатор (задает наводящие вопросы, подсказывает направления для обсуждения и стратегии взаимодействия на форуме);
          • стимулятор (бросает вызов, давая дополнительные более сложные вопросы для обсуждения);
          • контролер (фиксирует то, как каждый из обучающихся работает во время дискуссии в соответствии с установленными критериями оценивания).
          Источники:
            Вместе с этим материалом читают:
              Информация © 2020 Университет ИТМО
              Департамент образовательной деятельности
              Контакты
              Отдел образовательных технологий, телефон 457-18-60, email distant@itmo.ru, адрес Кронверкский пр., 49, каб. 322
              Made on
              Tilda