Как создать свой Youtube-канал с видеоуроками по высшей математике. И причем тут еноты





Уважаемые коллеги!

Предлагаем вашему вниманию интервью с Константином Владимировичем Правдиным, доцентом факультета систем управления и робототехники, который рассказал ITMO.Distant о создании Youtube-канала с видеоуроками про высшую математику.
К.В. Правдин, доцент факультета СУиР
Как возникла идея делать видеоуроки?

В начале марта – ещё до перехода на дистант – я заболел и пропустил свою лекцию. Быстро найти себе замену не получилось, поэтому возник вопрос о возмещении занятия. Договориться с пятью группами и выбрать удобное время – нелёгкая задача. При этом тема лекции была трудная, и отдавать её студентам на самостоятельное изучение было бы ошибкой. Поэтому сразу решил попробовать записать лекцию на видео. Тем более, мысли об этом уже зрели, ведь смешанное образование сейчас популярно. Также с начала семестра один из студентов записывал мои аудиторные лекции на видео (для себя и своих товарищей), и мне хотелось оформить это как курс лекций на одной из видео-площадок. В течение двух недель я записал и смонтировал видео, подготовил YouTube-канал. Работа была завершена как раз к моменту перехода на дистант. А после тёплых отзывов от студентов, понял, что хочу продолжать в этом формате.
    Несколько слов о названии канала «Плюс ЦЭ». Это напоминалочка для студентов, которые изучают методы интегрирования – не забыть добавить произвольную постоянную в ответ, когда неопределённый интеграл уже взят. Т.е. дописать «+C», что звучит как «плюс цэ». Эта ошибка одна из самых распространённых. Потому что хоть добавление константы и несёт важный теоретический смысл, на практике это превращается в формальность – до тех пор, пока студенты не начинают применять методы интегрирования в других задачах, где без неё не обойтись.
      Енот в оформлении канала не случаен. Это рисунок моих студенток, обработанный в графическом редакторе. Вообще, тема енотов "преследует" меня давно – несколько лет назад в работах, сдаваемых на проверку, я начал встречать рисунки с енотиками, которые просили поставить больше баллов за работу. Идея милая, но к оценке знаний отношения не имеющая. А этот енот был нарисован просто от души и с припиской, что баллы за него не нужны – они их сами заработают.

      Кто-то помогает работать над проектом?

      Как бы идеалистично это сейчас ни прозвучало, мне помогают мои коллеги и студенты, когда делятся своими впечатлениями о том, как можно было бы улучшить восприятие и содержание лекций. Потому что трудно самому оценить свою подачу. Или представить себя студентом и воспринять известный материал как новый. А в целом производством занимаюсь я сам.

      Я столкнулся с тем, что записывать видео как стрим и затем его обрабатывать неудобно. Говорить, писать и думать одновременно у меня не получается: сначала произношу начало фразы, начинаю её писать и молчу в это время, потом говорю несколько слов и пишу одновременно, затем пауза на подумать, и т.д. Это потом сложно монтировать в цельное видео. При этом в устных объяснениях сложно всегда с первого раза подбирать меткие и краткие формулировки, особенно когда волнуешься от того, что это видео будет в открытом доступе (а именно так я и хотел) и любой сможет оставить свою критику.

      Мне кажется, важно быть точным, шустрым и лёгким в формате видео-записи, ведь у зрителя всегда есть возможность нажать на паузу, подумать и пересмотреть трудный момент, а вот томления из-за низкой скорости подачи быть, по-моему, не должно. Кстати, я проводил опрос по этому поводу, спрашивал у своих студентов «не быстро ли?», «успеваете ли осознавать материал?» или «нужно помедленнее?», и результаты подтвердили мои мысли.

      Поэтому я выработал для себя производственную цепочку, в которой отдельно готовится полный текст лекции, затем записывается рассказ, а в момент записи видео я молчу и главная задача – в правильном порядке и с нужными жестами скопировать на камеру конспект лекции из образца, который, соответственно, тоже прорабатывается заранее. Цепочку завершает приятная часть – рисование значка для видео.
        Был ли у вас опыт дистанционного преподавания раньше?

        Дистант – это новый опыт для меня.


        Как получилось адаптироваться в нынешней ситуации?

        Я из того поколения, у которого в школе уже был компьютер. Поэтому в техническом смысле с переходом на дистант проблем у меня не было. Скорость интернета тоже стабильная. Живу я один, поэтому мешать мне может только стройка под окном или громкие соседи, что, конечно, не критично.


        Получаете какой-то фидбэк от студентов? Насколько важно поддерживать с ними живой контакт?

        После запуска канала я стал получать тёплые отзывы от студентов – в комментариях под видео и электронных письмах. В самом начале многим понравился формат – заниматься математикой с чашкой чая, не выходя из дома, и иметь возможность поставить на паузу и пересмотреть ещё раз. Сейчас, возможно, студенты устали от дистанта и впечатления уже не те… Ещё понравился солнечный свет в кадре – мой рабочий стол стоит около окна и в ясную погоду хорошо освещается солнцем. Также в комментариях пишут про встречающиеся технические ошибки и описки, чему я очень рад, ведь это значит, что зритель внимательно смотрит лекцию.

        По количеству просмотров становится понятно, что лекции оказалась востребованы не только среди моих, но и студентов других потоков. Слышал, что кто-то рекомендует канал своим знакомым в других вузах. Положительные отзывы меня очень мотивируют. Надеюсь, популярность будет расти.


        Каким вы видите учебный процесс в перспективе?

        Я думаю, он будет проходить в смешанном формате, когда очные занятия с живым объяснением дополняются онлайн-технологиями. Очевидно, что образование в удалённом формате – где вам удобно, и когда вам удобно – является мощным инструментом образования. При этом понятно, что самого по себе его часто недостаточно – нужна внешняя дисциплина и социализация в образовательной среде. Опыт дистанта, как мне кажется, хорошо сейчас это показывает.


        Есть видение, как будет проходить сессия?

        Будет интересно! Я не переживаю за формат: во время повторной промежуточной аттестации я познакомился с технологией прокторинга и принял несколько экзаменов по скайпу. В целом я остался доволен.


        Как планируете следить за списыванием?

        Это дискуссионный вопрос. Мой опыт показывает, что списывание на экзамене мало влияет на качество ответа. Несколько раз я проводил экзамен в формате двух дней. В первый день студенты тянут билеты, делают опорные записи для ответа и сдают их мне. А во второй день отвечают устно по своим записям. Это на первый взгляд звучит дико, ведь у студента есть сутки на то, чтобы идеально разобраться и выучить ответ. Но практика показывает, что глубина понимания материала за сутки не меняется – кто не разбирался в материале, тот в нём и не разобрался, хоть может и выучил, а кто понимал, тот при ответе был более спокоен и уверен в себе.

        Также против списывания помогают формулировки вопросов в билетах. Легче всего списывать ответ, когда требуется "пересказать" параграф из учебника. Если же ставить вопросы менее классически, когда нужно подумать здесь и сейчас (заранее студентам выдаётся подробный список тем, но не сами вопросы), связать несколько понятий и сделать обоснованное заключение, то неосознанное списывание затрудняется и превращается в привилегию умных.


        Как переносите изоляцию?

        Трудно. Не хватает движения и рабочей обстановки. График сна и бодрствования плавает. Долго собираюсь с мыслями. При этом в силу особенностей моего характера (я довольно скрупулёзный и тщательный) и желания рассказать больше, чем это было бы на очных лекциях, работа над видео занимает огромную часть моего времени, иногда работаю без выходных. Научную деятельность, к сожалению, поставил пока на паузу. Знаю, что коллеги тоже записывают лекции на видео, и у них это получается куда быстрее и проще. Разница тут в качестве подготовки видео к выпуску. В какой-то момент я стал относиться к каждому видео как к цельному продукту: он должен быть сам по себе неплох и при этом иметь привлекательный внешний вид, быть симпатично подан и с ним вообще должно быть приятно иметь дело.



          Вместе с этим материалом читают:
            Информация © 2020 Университет ИТМО
            Департамент образовательной деятельности
            Контакты
            Отдел образовательных технологий, телефон 457-18-60, email distant@itmo.ru, адрес Кронверкский пр., 49, каб. 322
            Made on
            Tilda