Дистант - не только вызов,
но и новые возможности





На вопросы ITMO.Distant ответил Олег Игоревич Борисов, доцент СУиР.
Приходилось ли вам раньше преподавать в дистанте?

В прошлом году я участвовал в качестве приглашенного лектора в съемках онлайн курса Soft Skills, где рассказывал про систему верстки LaTeX. Все было на профессиональном уровне – сценарий, съемки, обработка, монтаж и т.д. Была задействована целая команда как сотрудников, которые непосредственно занимались и занимаются организационными и техническими вопросами, так и приглашенных лекторов, таких, как я. Результат, как и следовало ожидать, получился комплексный, многогранный, охватывающий широкую тематику надпрофессиональных навыков. Что касается моего вклада, у меня получилось пять лекционных роликов с тестовыми заданиями.
    Кроме того, также в прошлом году меня приглашали на съемку видеоролика на YouTube-канал Дмитрия Пучкова. Это была обзорная лекция по робототехнике в рамках научной рубрики, которую ведет Сергей Ивановский. Интересный проект, нацеленный на популяризацию науки самой широкой тематики. На съемки регулярно приглашают много разных специалистов, в том числе из ИТМО. Аудитория канала довольно большая, поэтому на сегодняшний день количество просмотров видеоролика со мной превышает 19 000.
      Эти два события, пожалуй, обогатили мой опыт и дали представление о дистанционном взаимодействии с аудиторией.
        Насколько легко вам дался перевод своих дисциплин в дистант сейчас?

        В некотором смысле легко, а в некотором – сложно. Легко, в силу наличия некоторого опыта, о котором упомянул. У меня было представление о том, какие есть возможности, что и как необходимо делать и как должен выглядеть «правильный» дистант. С другой стороны, сложно, потому что, как и в любом другом деле, чтобы сделать красиво и качественно, на это нужно потратить много времени и усилий, а известные обстоятельства требовали максимальной оперативности. Поэтому пришлось выдерживать баланс.

        Как вы думаете, вашим студентам стало проще или труднее осваивать вашу дисциплину?

        Думаю, правильнее этот вопрос адресовать студентам. На мой же взгляд, удобство возросло. Как записанные видеолекции, так и трансляции по Zoom можно смотреть дома, нет необходимости куда-либо ехать физически. С учетом этого мне показалось, что возросла посещаемость занятий. Что касается содержания и формата, я постарался минимизировать разницу по сравнению с очными занятиями, поэтому в целом уровень сложности дисциплины в онлайн, я бы сказал, сопоставим с офлайн.

        Какие дисциплины вы преподаёте? Какие виды занятий (лекции, практические, лабораторные работы)?

        В марте и апреле у меня два курса: англоязычный модуль "Modern Control Theory" в рамках HDU-ITMO Joint Institute для студентов HDU и русскоязычный модуль «Моделирование и управление робототехническими системами» для студентов ИТМО. Оба модуля носят прикладной характер, поэтому они сильно насыщены практическими работами, связанными с различными приложениями (электродвигатели, манипуляторы, квадрокоптеры, надводные плавательные аппараты), выполнение которых предполагается в MATLAB. Лекционный материал нацелен на формирование у студентов теоретической базы для решения этих задач.

        Какие инструменты и как вы используете?

        Для студентов HDU я записывал видеоролики офлайн и вместе с учебно-методическими материалами порционно отправлял их в мессенджере QQ.

        Что касается курса для студентов ИТМО, я преимущественно вел занятия по Zoom. Однако, например, комментарии к курсовому проекту записал отдельно и выложил в YouTube, чтобы не занимать время онлайн занятий.
          Инструменты, которые использовал при создании видеороликов, кроме всем известных презентаций и формата «говорящей головы», это, во-первых, скринкасты, а, во-вторых, белая доска.

          С помощью скринкастов удобно объяснять работу в какой-либо программной среде. Они позволяют наглядным образом дать инструкции по тому, как следует выполнять то или иное задание.

          Второй инструмент, по сути, тоже скринкаст, но с планшета со стилусом и со специальным приложением. Как следует из названия, инструмент позволяет записывать ролики, в которых, подобно использованию настоящей белой доски с маркерами, лектор имеет возможность вручную писать формулы, рисовать графики, схемы и так далее. При этом такой формат позволяет устранить ряд недостатков, присущих использованию доски при очных занятиях. Так, при монтаже видео можно ускорить написание больших формул, исправить опечатки, перезаписать наименее удачные участки, добавить какие-либо видеовставки и главное – руки от маркера не пачкаются =)
            3 совета для начинающих работу в дистанте:
              1
              Сфокусируйтесь на плюсах. Дистант определенно имеет ряд преимуществ в сравнении с очными занятиями. Постарайтесь выделить для себя эти преимущества и в их ключе совершенствовать свой курс.
              2
              Экспериментируйте. Изучайте новые способы подачи материала. Актуализируйте не только содержание курса, но и формат его проведения.
              3
              Адаптируйтесь. Жизнь меняется. Это происходит постоянно, буквально каждый день, но сейчас это происходит особенно динамично и явно. Чтобы не отставать, нужно постоянно развиваться, совершенствоваться и меняться самому. Challenge yourself today to get prepared for tomorrow.
              Как вы планируете организовать в дистанте промежуточную аттестацию?

              Планирую провести онлайн тестирование и устный экзамен в Zoom.

              Как не унывать в (само)изоляции?

              Если есть много работы, много дел, то унывать попросту некогда. Поэтому здесь уместны все те же три совета, о которых я упомянул ранее. Рекомендую сосредоточиться на положительных сторонах самоизоляции, пользоваться возможностью проводить больше времени с семьей, быть открытым для нового, того, в чем, возможно, раньше не было необходимости, а также развиваться, совершенствоваться и, вообще говоря, проводить время с пользой.
                Вместе с этим материалом читают:
                  Информация © 2020 Университет ИТМО
                  Департамент образовательной деятельности
                  Контакты
                  Отдел образовательных технологий, телефон 457-18-60, email distant@itmo.ru, адрес Кронверкский пр., 49, каб. 322
                  Made on
                  Tilda