Работать удаленно возможно и иногда более продуктивно





На вопросы ITMO.Distant ответила Демидова Галина Львовна, к.т.н, доцент ФСУиР.
Приходилось ли вам раньше преподавать в дистанте?

Нет, в силу специфики курсов (это электрические машины, электрический привод для киберфизических систем) мы обычно встречаемся со студентами в лаборатории, и лекции всегда тесно переплетены с практическими и лабораторными занятиями.
    Насколько легко вам дался перевод своих дисциплин в дистант сейчас?

    Получилось достаточно легко перестроиться, так как был большой опыт общения с коллегами-учеными из других стран по Skype и в Microsoft Teams, и это дало уверенность, что общение со студентами рано или поздно получится выстроить.

    Как вы думаете, вашим студентам стало проще или труднее осваивать вашу дисциплину?

    Определенно проще. У них есть время посмотреть дополнительный материал, если не получается что-то понять при прохождении курса. Мне повезло – курсы, которые я читаю в этом семестре, полностью реализованы коллегами из моей команды на платформе онлайн-обучения OpenEdu и первоначально, когда были еще надежды, что мы сможем закончить год в реальном режиме работы со студентами, я «отправила» ребят на онлайн курсы. Онлайн-курсы достаточно хорошо построены, при этом ребятам нужна и моя консультация, им необходимо «живое» общение с преподавателем, чтобы держать себя в тонусе.

    Какие дисциплины вы преподаёте? Какие виды занятий (лекции, практические, лабораторные работы)?

    Основная часть моей нагрузки была в первом семестре. Во втором семестре я плотно занимаюсь подготовкой к проведению крупной международной конференции в Университете ИТМО, в связи с этим остались на это полугодие мои любимые «Теория автоматизированного электропривода» (лекции и практики), «Электрические машины» (лекции и практики).

    Какие инструменты и как вы используете?

    Как и весь Университет ИТМО, я использую сейчас Zoom-платформу для проведения занятий. Это было важным решением – закупить лицензию централизованно. Знаю, что в других вузах данный процесс имеет разрозненный характер, и это плохо сказывается на образовательном процессе. На занятиях я использую презентации, в которые уже вшиты видео, которые характеризуют работу того или иного электрического устройства (в основном это электрические машины).
    Также в работе со студентами используются курсы на OpenEdu с интерактивными моделями. Практику сейчас я полностью заменила на использование имитационных моделей в специализированных программах, но если процесс затянется и придется начинать новый учебный год с дистанта, то я уже готовлюсь: на нашей образовательной программе есть оборудование фирмы National Instruments, которое позволяет проводить эксперименты удаленно, также дорабатывается собственная аппаратная база в области удаленного проведения лабораторных работ.
    3 совета для начинающих работу в дистанте:
      1
      Не стесняться и не нервничать. Да, выстроить общение со студентами вживую проще, чем с черными экранами на том конце, но вы все равно интересны студентам.
      2
      Быть креативными. Придумывать опросы или обсуждения задач, чтобы студенты могли включить демонстрацию экрана. Это оживляет процесс, студенты тогда более активны.
      3
      Иметь широкий кругозор. Важно быть интересным студентам, отвлекаться на сопутствующие темы, разнообразить свою лекцию видеоконтентом, а практику – интересными вопросами, чтобы вовлечь студентов в обсуждение.
      Как вы организуете в дистанте промежуточную аттестацию?

      С группами, в которых я сейчас веду занятия, мы продолжаем обучение, поэтому я провожу тестирование. Если бы я знала, что студенты заканчивают обучение со мной, то я бы устроила экзамен один на один.

      Что из опыта дистанта будете использовать после карантина?

      Считаю, что практические и лабораторные занятия рано переносить в формат дистанта – тут играет роль своя специфика образовательной программы и необходимость «пощупать железо». Однако лекции вполне возможно перенести в онлайн-формат, и, думаю, я воспользуюсь этим когда в очередной раз поеду на конференцию (все научное сообщество очень ждет открытия границ). Раньше, уезжая на конференцию, приходилось или искать себе замену, или переносить занятие, а сейчас, уверена, эта идея понравится и студентам.

      В целом я благодарна команде Университета ИТМО за то, что централизованно закупили платформу Zoom, а также сделали удобный сервис по бронированию времени через платформу ИСУ. А факультету хочется сказать большое спасибо за то, что устраивали встречи коллектива – это держало в тонусе и давало понимание, что работа удаленно возможна и даже более продуктивна.
        Вместе с этим материалом читают:
          Информация © 2020 Университет ИТМО
          Департамент образовательной деятельности
          Контакты
          Отдел образовательных технологий, телефон 457-18-60, email distant@itmo.ru, адрес Кронверкский пр., 49, каб. 322
          Made on
          Tilda