Коммуникация с коллегами:
как урегулировать конфликт





Как правило, представляя процесс коммуникации преподавателя, мы подразумеваем общение между преподавателем и обучающимся. Но это лишь часть целой картины профессиональной коммуникации. В своей работе преподаватель не меньше общается с коллегами, что позволяет организовать совместную деятельность и достичь общей цели.
Для того чтобы общение в коллективе было эффективным, диалогическим, следует соблюдать следующие условия:

  • равенство психологических позиций коллег, независимо от их социального статуса;
  • равенство в признании активной коммуникативной роли друг друга;
  • равенство в психологической взаимоподдержке.

Если в процессе общения каждый из участников стремится к соблюдению данных правил, увеличивается продуктивность совместных действий и результативность, и среди участников общения создаётся кооперация. Если же правила игнорируются, происходит обратный процесс - конкуренция.
В конкуренции процесс общения чаще сконцентрирован в наиболее яркой её форме – конфликте, столкновении целей, интересов, позиций, взглядов оппонентов (субъектов взаимодействия).
    Избежать конфликтов в профессиональной деятельности практически невозможно. Если вы столкнулись с конфликтом в профессиональной деятельности, у вас появляется два пути его предотвращения.
      1
      Самоотстранение от конфликтной ситуации

      В соответствии с этим методом следует уклоняться от решения проблем, которые не затрагивают ваши интересы, а ваше участие в их решении ничем не обусловлено. Например, коллега сильно раздражен и эмоционально возбужден, а вы из лучших побуждений пытаетесь помочь ему, хотя вас об этом не просили. В результате вы можете ввязаться в чужой конфликт и стать объектом для выброса отрицательных эмоций. Или, к примеру, в общем чате вы видите, что возникает спор между коллегами, в который могут привлечь и вас. Лучше избежать комментариев, если понимаете, что не желаете участвовать в споре или вставать на чью-то сторону.
      2
      Активная позиция по урегулированию конфликта

      Одним из первых шагов в этом направлении является факт признания существующих между конфликтующими противоречий. Тем самым вы сможете четче определить предмет спора, очертить границы взаимных претензий, выявить позиции сторон. Все это открывает следующую стадию в развитии конфликта - стадию совместного поиска вариантов его разрешения.
      Если вы все же решили принять активную позицию в урегулировании конфликта, не забывайте о следующих условиях:
      Сконцентрируйте внимание на существующих проблемах, а не на личных эмоциях
      Говорите только за себя (здесь пригодится навык уметь слушать и слышать другого)
      Действуйте по принципу «здесь и сейчас», т.е. решайте проблемы, непосредственно ставшие причиной данного конфликта, не вспоминая другие спорные события и факты
      Соблюдайте уважительное отношение к личности оппонента
      Создайте обстановку равного участия в поисках возможных вариантов урегулирования конфликта
      Создавайте климат взаимного доверия и сотрудничества
      Хорошо, но как разрешить конфликт в дистанте?

      В дистанционном общении мы не всегда можем видеть собеседника, решить вопросы быстро, переговорив с глазу на глаз... Существует метафорическое определение "Коммуникация - это айсберг", так как большую часть информации мы не видим (не осознаём, не замечаем), но она передаётся в неявном виде в процессе коммуникации. Если данное определение характерно для традиционного живого общения, то можно ли надеяться понять друг друга в дистанте? Ответ: можно, если опираться на базовые принципы разрешения конфликта (см. выше) и грамотно использовать специфику дистанта.
        1
        Используйте видеозвонки для общения

        Общаясь по телефону, когда отсутствует визуальный канал, соотношение передаваемой вербальной и невербальной информации составит приблизительно 30% и 70% соответственно. Разговаривая по телефону, мы не всегда можем понять, какое настроение у собеседника. Но нам было бы это сделать гораздо легче, если бы мы его видели, например, в окне Zoom или Skype. Данные технологии максимально приближают нас к очному формату общения. Благодаря им вы можете увидеть реакцию собеседника, повысить серьезность разговора. Также при беседе по видеосвязи и вам, и собеседнику будет легче сконцентрироваться на разговоре, оценить, насколько собеседник согласен с вашим мнением. Спокойствие и владение ситуацией в конфликте – ваше главное преимущество. В этом вам помогут следующие правила:

        • Уверенная интонация. Мнимая задушевность, высокомерие или раздражение легко улавливаются даже в общении на расстоянии. Лучше выбрать нейтральную интонацию, которая не даст конфликтному собеседнику информацию о вашем состоянии;
        • Умеренный темп речи и невысокий тембр успокоит собеседника;
        • Не стоит скрывать лицо или отводить взгляд, даже если вы не уверены в своей позиции. Помните, что расстояние между вами уже выстраивает между вами барьер. Выпрямите спину, сядьте удобнее, в светлом помещении и уверенной позиции;
        • Используйте местоимения «Я» и «Мы». Местоимение «Я» поможет говорить только за себя и не обвинять другого; лучше говорить «я чувствую давление» вместо «вы давите на меня». Местоимение «Мы» наладит мосты и установит связь: «Мы решим этот вопрос», «Мы сможем договориться»;
        • Повторяйте ключевые фразы вашего собеседника. Людям всегда кажется, что сказанное ими гораздо важнее того, что говорят им. Эта простая техника активного слушания поможет убедить собеседника, что вы готовы к диалогу, и расслабит его;
        • Не рассматривайте каждый разговор по принципу «все или ничего». Если вы вступили в конфликтную беседу, не следует заведомо считать, что вы выиграете или проиграете. Помните, что часто конфликт даёт возможность понять, но не всегда решить ситуацию;
        • Уточняющие вопросы помогают разрешить конфликт. Конкретика ставит собеседника на землю, из личной неприязни и обвинений переводит ситуацию в объективное русло. "Что именно я не сделал(а)? Объясните мне, пожалуйста, я хочу разобраться". Помните, что управляет конфликтом тот, кто задает вопросы.
        2
        Помните про правила деловой переписки

        Деловая переписка также стала неотъемлемой частью дистанционной деловой коммуникации, и вести ее нужно корректно. Вот что следует помнить при деловой переписке:

        • Не спешите, отправляя письмо. Когда мы спешим, мы можем пренебрегать точностью и качеством подбора слов. Важно подумать не только над содержанием, но и над тоном письма;
        • Отвечайте на все поставленные вопросы. Даже если затрудняетесь с ответом, вы можете ответить, например, что сейчас не готовы ответить на этот вопрос;
        • Избегайте текста, выделенного заглавными буквами. В лучшем случае его относят к неграмотности в вопросах онлайн-этикета. Это может вызвать раздражение или другую нежелательную реакцию у адресата;
        • Отвечайте на письмо не более чем через трое суток, в противном случае, молчание может рассматриваться как отказ от общения. Если вам необходимо более длительное время для ответа на письмо, стоит объяснить причины задержки.
        В завершение хочется отметить, что какой бы способ коммуникации вы ни выбрали, какие бы цели перед собой ни ставили, важно помнить, что в основе любого общения лежит уважение ценностей другого человека, его личности и право выбора. И коллеги, прежде всего, должны быть для вас союзниками и поддержкой в преодолении профессиональных сложностей.

        Если Вы хотите проверить свои коммуникативные навыки, предлагаем пройти тест по ссылке. С его помощью можно понять, насколько легко вы строите отношения с другими людьми.
          Вместе с этим материалом читают:
            Информация © 2020 Университет ИТМО
            Департамент образовательной деятельности
            Контакты
            Отдел образовательных технологий, телефон 457-18-60, email distant@itmo.ru, адрес Кронверкский пр., 49, каб. 322
            Made on
            Tilda