Сейчас нагрузка на преподавателя была большая, но все это в нашу копилку





На вопросы ITMO.Distant ответила Павлова Анастасия Сергеевна, кандидат экономических наук, старший преподаватель факультета пищевых биотехнологий и инженерии.
Приходилось ли вам раньше преподавать в дистанте?

Да, приходилось. В дистанционном формате я начала работать с магистрантами с весеннего семестра 2019 года. Магистранты – чаще всего работающие люди, требуют более гибкого подхода. Заинтересовавшись вопросом проведения вебинаров, я обратилась в Департамент открытого образования, чтобы узнать, как пользоваться университетской вебинарной платформой.

Несколько занятий я провела в формате вебинара и поняла, что это очень удобный метод преподавания, продуктивный и эффективный. Поэтому для меня это не было каким-то новым форматом или стрессом.
    Насколько легко вам дался перевод своих дисциплин в дистант сейчас? Как вы думаете, вашим студентам стало проще или труднее осваивать вашу дисциплину?

    Я - счастливый человек, так как перед самым карантином стартовал мой онлайн курс по системе экологического менеджмента, который был разработан в рамках проекта Erasmus+. В течение года шла интенсивная работа: подготовка материала, перевод на английский язык, запись лекций, видео. И в феврале 2020 года он был размещен на платформе EdX. Я хотела его скомбинировать так, чтобы лекционные занятия студенты проходили онлайн, а на очных занятиях мы отрабатывали бы практические упражнения, проводили семинары. Но карантин внес свои коррективы. Очень оперативно мне пришлось практические занятия перенести в дистанционный формат. Важно еще было учитывать разницу во времени, так как я работала с иностранными студентами, которые в этот период находились дома. Онлайн-курс закрывал лекционные занятия, а для практических занятий, чтобы провести презентации, отработать упражнения, мы использовали Zoom, видео-чаты, WhatsАpp. Моя задача состояла в том, чтобы сделать это оперативно, и предварительно проведенная работа очень помогла.

    Какие дисциплины вы преподаёте? Какие виды занятий (лекции, практические, лабораторные работы)?

    У меня были лекции и практики в рамках двух дисциплин – «Корпоративный экологический менеджмент» и «Экологический аудит». Эти дисциплины читались на английском языке для магистрантов на нашей международной образовательной программе "Промышленная экология и чистое производство", а также для иностранных студентов, которые учатся на других специальностях, но выбрали этот предмет в качестве дополнения к своей программе.

    Большой челлендж, который я сейчас вижу - это проведение лабораторных работ и практики, например производственной. Мы активно обсуждаем этот вопрос нашей рабочей группой и пытаемся найти варианты, как студентам нарабатывать практический опыт в дистанте.

    Помимо преподавания дисциплин, я еще являюсь научным руководителем магистрантов. И, конечно, было непросто организовывать консультации и завершение практической части исследования. Но сложившаяся ситуация дала толчок на поиск новых решений и нестандартных подходов. На прошлой неделе прошла защита выпускных работ в дистанционным формате. На мой взгляд, качество ВКР не пострадало.

    Какие инструменты и как вы используете?

    Прежде всего нужно осознать, что сейчас уникальный момент, когда можно и нужно пробовать все новое. А от разнообразия подходов, методов, инструментов разбегаются глаза! Лично мне хочется внедрить все. К сожалению, не на все хватает времени. Но сейчас я запланировала к осени перевести свой курс по экологической сертификации в дистанционный формат и все лекции записать в виде подкаст. Это действительно удобно, так как студент сам может выбрать время и место для прослушивания. Кто-то лучше воспринимает информацию утром, кто-то любит слушать лекции, вебинары во время пробежки. Главное - чтобы новый материал был принят и понятен студентам.

    Еще я сейчас нахожусь под впечатлением от двухнедельной онлайн стажировки в Olin College (США), где мы вместе с коллегами пересматривали курс и адаптировали его под онлайн формат. Мы получили бесценный опыт и рекомендации, как использовать инновационные подходы в преподавании и сделать курс более эффективным и практикоориентированным. Например, я собираюсь записать видео о внутреннем экологическом аудите прямо на производстве. Возможно, подготовить виртуальный тур. Также будет интересно снять ролик в магазине, чтобы показать студентам, на что необходимо обращать внимание при чтении маркировки.

    Студентов много, они разные. Нужно просто понимать, где и как применять те или иные инструменты.
    3 совета для начинающих работу в дистанте:
      1
      Включать творчество и нестандартные подходы. Делиться опытом друг с другом, посещать сайты и смотреть, что делают другие, и попытаться ответить на вопрос, а что подходит для моей дисциплины?
      2
      Не бояться. Преподавателям бывает очень сложно выйти в онлайн начать что-то делать креативно.
      3
      Самое главное – спрашивать у студентов, чего хотят они.

      Всё-таки есть свои плюсы и минусы дистанционного обучения, очень здорово, что преподаватели стали доступнее. Но чтобы соблюдать баланс, нужно разграничивать свое рабочее и личное время, иначе может произойти профессиональное выгорание. Бывает очень сложно, потому что студенты понимают, что преподаватель стал более доступным и могут ему в любой момент написать или позвонить. Конечно, бывает сложно, рабочий день заканчивается в 18:00, а в 21:00 ты садишься и начинаешь получать домашние задания, работы от студентов, и если ещё их более 45 человек – бывает очень напряженно. И здесь, конечно, необходимо вспомнить о тайм-менеджменте. Второй момент, который очень важен, сейчас была очень большая нагрузка у преподавателей в плане подготовки, это совершенно другой формат, который требует дополнительного материала, лекций, записей, но очень хочется воодушевить преподавателей и сказать, что это все идет в нашу копилку, нужно в это верить и с самого начала делать качественно.
      Как вы организуете в дистанте промежуточную аттестацию?

      У меня была проектная работа. В самом начале студенты получили конкретные бизнес-кейсы, которые они должны были выполнить в течение семестра. Во время консультаций мы обсуждали варианты решений, возможности для улучшений, а в конце семестра каждая команда защищала свой проект в виде презентаций. Благодаря Zoom платформе не возникало технических проблем. Единственная проблема заключалась в согласовании времени из-за разницы часовых поясов. Было интересно наблюдать, как проходит межнациональная коммуникация, как развиваются коммуникативные компетенции студентов, как они учатся работать в нестандартных условиях.

      В целом я довольна результатом!
        И хотела бы поделиться интересным опытом. В рамках нашей образовательной программы проходил международный проект в области ресурсосбережения, экономики замкнутого цикла. В феврале мы успели провести первую очную сессию, на которой студенты из России, Латвии, Финляндии и Швеции получили бизнес-кейсы от таких компаний, как Буше, Балтика, Юнилевер и TPV. На конец апреля была запланирована вторая очная сессия, где команды должны были представить свои результаты. К сожалению, иностранным студентам не посчастливилось второй раз посетить Санкт-Петербург. Вторая сессия прошла на платформе Zoom. И мы выполнили все поставленные задачи: просмотрели и оценили доклады студентов, получили обратную связь от представителей бизнеса, организовали трансфер знаний от науки к бизнесу. А главное - мы снизили негативное воздействие на окружающую среду, отказавшись от перелетов!

        Какие решения тех или иных проблем при переходе на дистанционный формат работы являются наиболее удачными, по вашему мнению? Что из опыта дистанта точно будете развивать на факультете после карантина?

        Я думаю, что на нашем факультете нужно развивать digital-технологии – электронные виртуальные лабораторные и практические работы. Конечно, невозможно все перевести в дистанционный формат, хочется видеть глаза студентов, чувствовать, что они думают, как отвечают на вопросы. Я сейчас думаю про модульное обучение, это правильно и, действительно, полезно и интересно. Не могу сказать про все дисциплины, но, в частности, в моей дисциплине это имеет место быть. Я сейчас думаю, как можно перевести дисциплину в модульный формат, ведь здесь для преподавателей открываются новые возможности – иногда бывает проще провести занятия в течение двух недель и дальше уехать на стажировку.

        Можно совмещать и преподавать из любой точки мира, и наши преподаватели становятся более мобильными, мне кажется, это здорово именно в плане международного обмена и интернационализации образования. Есть студенты из Казахстана, Белоруссии, они хотят обучаться в ИТМО, но не имеют возможности переехать в Санкт-Петербург, и здесь можем закрыть это вопрос путем введения дистанционного обучения.

        Было бы интересно развивать онлайн-лекции преподавателей, и из других городов нас тоже бы смотрели. Но нужно понимать, что это совершенно другой формат преподавания, и преподавателей нужно готовить. Например, в рамках ITMO.Expert или наших подразделений, где мы повышаем свою квалификацию. Нас необходимо натренировать, чтобы мы свободно себя чувствовали перед монитором или перед камерой.
          Вместе с этим материалом читают:
            Информация © 2020 Университет ИТМО
            Департамент образовательной деятельности
            Контакты
            Отдел образовательных технологий, телефон 457-18-60, email distant@itmo.ru, адрес Кронверкский пр., 49, каб. 322
            Made on
            Tilda