Панельная дискуссия
"Трансформация образовательного процесса в Университете ИТМО

с учетом опыта дистанционного формата"





26 июня 2020 г. в Университете ИТМО в рамках проекта ITMO.EXPERT прошла панельная дискуссия, которая позволила преподавателям и представителям администрации вуза подвести итоги работы на дистанте в этом семестре: обсудить вызовы, связанные с необходимостью перевода обучения в дистанционный формат, предложить пути решения проблем, поделиться опытом, а также обозначить те вопросы, на которые пока нет ответа.
Ольга Елисеева, начальник управления качества образовательного процесса, открыла дискуссию кратким экскурсом в историю дистанционного образования, которая началась не ранее 18 века, когда первые учебные материалы пересылались обучающимся по почте, а теперь вышла на новый этап, когда глобальная эпидемиологическая ситуация ускорила процессы цифровой трансформации в учебных заведениях всего мира и привела к необходимости использовать дистанционные технологии даже там, где это казалось заведомо невозможным.
    В выступлениях участников прозвучали следующие ключевые темы:

    • план перевода дисциплины в дистанционный формат (Илья Лившиц)
    • проблема проведения лабораторных и проектных работ (Яна Музыченко)
    • цифровые инструменты для разных типов занятий (Елена Будрина)
    • организация конференций и защит, сопровождение онлайн-курса (Анастасия Павлова)
    • сотрудничество с зарубежными коллегами и обмены (Антонина Пучковская)
    • проблема сохранения качества преподавания на дистанте (Александр Маятин)

    Кратко о содержании выступлений.
    1
    Илья Лившиц (д.т.н., МФ КТиУ): "Системный взгляд"

    Презентацию Ильи Иосифовича можно охарактеризовать как краткое и ёмкое руководство по переводу дисциплины в дистант:

    ШАГ 1. Создание структуры курса.

    • Разделяем дисциплину на блоки.
    • Организовываем каналы коммуникации (основные и дополнительные – через старост).
    • Устанавливаем время занятий (лекций, практик, консультаций), а также дополнительных встреч для обсуждения и разрешения трудностей.
    • Оцениваем студентов.
    • Просим студентов оценить курс.
    • Оцениванием состояние курса для поиска точек роста.

    ШАГ 2. Учет трудностей.

    • Как вовлечь на каждом занятии?
    • Как проконтролировать закрепление материала на каждом занятии?
    • Как оперативно проконтролировать сложности, возникающие при усвоении материала?
    • Как обучать группы носителей разных языков, владеющими ими на разных уровнях?
    • Как стимулировать научную деятельность и публикационную активность?
    • Как организовать сопровождение практик, курсовых и дипломных работ?
    • Как контролировать посещаемость?
    • Как объединить обучающихся в группы?

    ШАГ 3. Учет рисков.

    • Результаты: что может быть достигнуто к концу недели, месяца, семестра.
    • Обучающиеся, которые не занимаются (ошибки, проблемы с аттестацией).
    • Пассивные обучающиеся (проблема потери контакта с аудиторией).
    • Сложные для разбора темы.
    • Проблемы с техническим обеспечением.

    ШАГ 4. Минимизация рисков.

    • Разработать методические требования (студенты должны знать, как выглядит структура курса и какие риски их могут ожидать на рубежном контроле).
    • Правильно организовать вводное занятие (продемонстрировать обучающимся план курса и обменяться контактами, в первую очередь, со старостами).
    • Осуществлять постоянный контроль.
    • Давать быструю и своевременную обратную связь.
    2
    Яна Музыченко (к.т.н., МФ Фотоники): "Проекты - да, лабораторные - нет"

    Если на вопрос об организации проектных работ и защит можно ответить положительно, то ответ на вопрос об организации лабораторных работ в дистанте, по мнению Яны Музыченко, скорее отрицательный, так как есть дисциплины (и физика из их числа), которые требуют освоения навыков только на практике.

    Тем не менее, Яна Борисовна описала возможные варианты реализации лабораторных в дистанционном формате. Это использование виртуальных лабораторных и компьютерного моделирования (например, Comsol), задания на обработку экспериментальных данных, занятия при помощи удаленного подключения к лаборатории (например, подключение к наноклассу на ФТФ), эксперименты на дому (однако в ИТМО по большей части используются первые три опции).
    Из положительных эффектов перехода на дистант, Яна Борисовна отметила удобство коммуникации с зарубежными специалистами, повышение профессионализма преподавателей, повышение уровня коммуникации.

    Однако по-прежнему остается много вопросов: как сохранить баланс "работа-личная жизнь", как сделать занятия более интерактивными, как отслеживать посещаемость студентов, как организовать рабочее пространство. Наконец, как вовлечь студентов, которые с нетерпением ждут очных занятий?
    3
    Елена Будрина (д.э.н., ФТМИ): "Цифровой toolbox"

    Елена Будрина поделилась секретами успеха перевода трех дисциплин в дистант за одни сутки: план-график по каждой дисциплине, приведение лекций к формату "точного времени", сокращение методических материалов по практикам и лабораторным (до 3-х страниц), уточнение шкалы балльно-рейтинговой системы и дедлайнов, дополнительные консультации.

    Елена Викторовна подробно описала цифровой инструментарий, который она использует в своей онлайн практике:

    • Лекции: Zoom (чат) – интерактивные опросы
    • Практики: Zoom (общий и сессионый залы), Google-формы, Trello, VK – регулируемая дискуссия, дебаты, защиты общих проектов
    • Лабораторные: Zoom (общий и сессионный залы), VK – ответы на вопросы, рекомендации, отчеты
    • Самостоятельная работа: любые инструменты (например, программы из пакета MS Office)
    • Контроль и консультации: Zoom, Stepik WhatsApp, Viber, Skype, VK – тестирование, собеседование.

    Елена Викторовна отметила как положительные стороны работы на дистанте (новизна, свобода общения и самовыражения на дистанте при помощи цифровых инструментов), так и проблематичные: объемы заданий на проверку, способы эффективного контроля знаний, преподаватели с разным уровнем цифровых компетенций.
    4
    Анастасия Павлова (к.э.н., МФ БТиНС): "850 студентов и я"

    Анастасия Павлова рассказала о своем многогранном опыте работы на дистанте: организации международной конференции, подготовке и защите ВКР, преподавании онлайн-курса на платформе EdX.

    В частности, Анастасия Сергеевна рассказала об успешном проведении конференции по промышленной экологии, в которой, кроме России, приняли участие представители таких стран, как Швеция, Финляндия, Латвия. В ходе двух очных сессии конференции были рассмотрены бизнес-кейсы от различных организаций. Организаторам удалось справиться с задачей, благодаря четкому распределению ролей, помощи модераторов, которые работали с чатом, созданию дорожных бланков и бланков с критериями для оценки, созданию записи презентаций на тот случай, если что-то не получится.

    Среди плюсов защиты ВКР в электронном формате Анастасия Сергеевна отметила удобство электронного документооборота, оформления рецензий и отзывов через ИСУ. Однако проблемными остаются такие вопросы как проведение исследования, преддипломная практика, консультации, технические вопросы защиты.

    Также Анастасия Сергеевна поделилась опытом публикации своего курса на платформе EdX, который привлек слушателей не только из России, но и других стран (в том числе, США, Индии, Мексики), что повлекло за собой вопросы о сопровождении курса, т.к. на курс в общей сложности записалось 850 человек.
    5
    Антонина Пучковская (канд. культурологии, ИМРиП): "МОП на дистанте"

    Антонина Пучковская рассказала о перипетиях работы в рамках международных образовательных программ, которые включали решение большого количества организационных вопросов, связанных с переездом и проживанием иностранных преподавателей и студентов, а также получением доступа к онлайн-курсам на учебных платформах. Антонина Алексеевна, в частности, рассказала о том, что поездки по обмену некоторых студентов удалось реализовать в то время, как другие пришлось отменить, а третьи пришлось перенести в онлайн-формат. Согласно обратной связи, собранной от студентов, сложнее всего на дистанте дело обстоит с самоорганизацией и балансом обучения и работы.
    6
    Александр Маятин (к.п.н., МФ ТиНТ): "Сохранить качество"

    Ключевые тезисы выступления Александра Владимировича:

    • дистанционное обучение может быть эффективным, нужно научиться использовать его преимущества
    • необходимо сохранить качество профессиональной подготовки и бережно перенести в онлайн те методики обучения, которые нарабатывались годами
    • важно сохранить то, ради чего студенты поступают в вуз: взаимодействие со специалистами высокого класса, готовых поделиться опытом, выразить свое экспертное мнение и критику.

    В своем выступлении Александр Владимирович поделился опытом организации лекций, лабораторных и контроля в дистанционном формате на ФИТиП.


    Лекция, по возможности, делается максимально интерактивной.

    Преподаватель не просто выкладывает видео, а проводит живую трансляцию в Twitch; некоторые трансляции осуществляются из оборудованной аудитории, где присутствует небольшая группа студентов; возможность посмотреть лекцию в записи у студентов также есть – на YouTube. Запись лекции ведется параллельно в OBS Studio.


    Лабораторные: параллельная работа в Zoom.

    Лабораторные проводятся в сессионных залах Zoom параллельно: один зал используется для фронтальной работы; другой – для индивидуальных защит.


    Контроль – максимально прямой и контактный.

    Так как при массовом тестировании усугубляется проблема списывания, для проверки знаний используется платформа Olymp для тестирований с открытой формой ответов и проверкой каждого ответа преподавателями и ассистентами, что однако не исключает проблемы идентификации личности студента и контроля самостоятельного выполнения задания.

    Александр Владимирович подчеркнул важность решения таких вопросов, как авторское право и защита интеллектуальной собственности преподавателя в дистанте, добавление часов вне учебного плана для сохранения качества, составление расписания с учетом выделения времени на отдых преподавателей и студентов между дистанционными занятиями во избежание переутомления, обеспечение аудиторий необходимым оборудованием.
    На протяжении всей дискуссии у слушателей и спикеров была возможность поучаствовать в опросе по дистанту в сервисе Menti. Все результаты опроса можно посмотреть по ссылке: Панельная дискуссия. Здесь публикуем завершающий слайд с пожеланиями преподавателей.
    Вместе с этим материалом читают:
      Информация © 2020 Университет ИТМО
      Департамент образовательной деятельности
      Контакты
      Отдел образовательных технологий, телефон 457-18-60, email distant@itmo.ru, адрес Кронверкский пр., 49, каб. 322
      Made on
      Tilda