Дистанционно студенты охотнее включались в дискуссию





На вопросы ITMO.Distant ответил Быковский Сергей Вячеславович, доцент факультета ПИиКТ, Университет ИТМО.
Приходилось ли вам раньше преподавать в дистанте?

До официального введения дистанционной формы работы мы начали разрабатывать онлайн-курс для элективного модуля по ОГНП, на который могли записаться до 125 студентов с мегафакультета КТиУ. На тот момент мы рассматривали формат онлайн-курса в качестве инструмента для обучения больших потоков студентов. Хотя реальной практики преподавания тогда ещё не было.
    Насколько легко вам дался перевод своих дисциплин в дистант сейчас?

    С переходом на дистант пришлось сменить формат лекционных занятий. Если очно я ещё читал лекции в классическом их виде, то в дистанционном формате слабо чувствуется включенность студентов в этот процесс. В связи с этим в лекционных занятиях я перешел в дискуссионный формат. Выдавал заранее материалы лекций для ознакомления и также список вопросов на самостоятельную проработку, а в онлайне мы обсуждали ответы студентов, и я давал пояснения и комментарии. Получился формат схожий с перевернутым классом (flipped classroom). Дистанционно студенты охотнее включались в дискуссию, возможно, из-за отсутствия страха что-то сказать в присутствии живой аудитории. Явно было видно участие каждого студента, что помогало контролировать изучение материала.

    В текущем семестре у меня были занятия с нашими студентами из ИТМО, а также с китайскими студентами из совместного института между ИТМО и Hangzhou Dianzi University.

    С нашими студентами переход произошел достаточно гладко, так как предмет, который я вел, был не нов, и у меня уже были все методические материалы для него. Разобраться с инструментами для онлайн форм взаимодействия проблем тоже не было.

    С китайскими студентами задача осложнилась тем, что преподавание велось на английском языке, и для самих студентов он был не родным, как и для меня. При создании методических материалов важно было их подготовить в нескольких форматах, чтобы студенты могли и послушать лекции и почитать теорию к ним перед и после занятий. На подготовку таких материалов уходило много времени.

    Как вы думаете, вашим студентам стало проще или труднее осваивать вашу дисциплину?

    Для меня самого стало сложнее контролировать процесс усвоения знаний. Когда студент далеко, то не очень понятно, чем он руководствуется при ответе на вопрос в письменном виде. В связи с этим старался использовать больше устный формат общения.

    Распределение оценок в группах получилось схожим с очными занятиями прошлых лет, но по оценкам сложно судить. Мне кажется, что сложность или простота освоения дисциплины зависит от мотивации студентов, их способностей и предыдущих знаний, используемых технологий обучения и опыта преподавателя. В своих занятиях я изменил формат проведения лекционных занятий, и это увеличило активность студентов на занятиях. Снизило ли это сложность освоения дисциплины? Пока сложно сказать.

    Какие дисциплины вы преподаёте? Какие виды занятий (лекции, практические, лабораторные работы)?

    В данном семестре я участвовал в преподавании онлайн-курса «Встроенные системы» для бакалавров 2-ого курса. В нем я разрабатывал виртуальную лабораторию и принимал участие в проведении лабораторных работ.

    Также я вел дисциплину «Системы ввода/вывода» для бакалавров 4 курса. В рамках данной дисциплины проводил лекции и лабораторные работы.

    Для китайских студентов бакалавров 1-ого курса вел курс «Computer Basics» на английском языке. В него входили лекционные занятия и лабораторные работы. Курс проводился в модульном формате и продолжался 1,5 месяца.

    Какие инструменты и как вы используете?

    Для организации видеоконференций для китайских студентов мы использовали DingTalk, так как он популярен в Китае и позволяет бесплатно устраивать безлимитное общение с группой до 100 студентов.

    Занятия со студентами ИТМО проводил с использованием Zoom.

    В процессе видеоконференций использовал для пояснения материала интерактивную доску, входящую в состав Windows Ink Workspace. У меня у ноутбука сенсорный экран и есть стилус. Это позволило визуально объяснять ряд идей из теории и практики.

    Также могу порекомендовать доску Google Jamboard, которая позволяет совместно со студентами рисовать на одном полотне.

    Для записи видеоконференций я пользовался программой Movavi, которая предоставляет также хорошие инструменты по монтажу видео.

    Контрольные тестирования организовывал с помощью Yandex Forms. Также для подготовки к тестированиям со студентами ИТМО использовал сервис Kahoot.com.
    3 совета для начинающих работу в дистанте:
      1
      Не бояться осваивать новые технологии и инструменты. Все инструменты и технологии имеют свои недостатки, и их не надо избегать как класс. Рассмотрев несколько, можно выбрать комбинацию тех, с недостатками которых можно мириться и эффективно использовать.
      2
      Всегда надо думать о мотивации студентов на занятиях и стимулировать их активность. Долгих монологов надо избегать и включать интерактивные формы взаимодействия.
      3
      Каждый материал, выданный на самостоятельную проработку, должен быть обсужден и прокомментирован преподавателем. Наличие таких материалов может помочь уменьшить долю объяснений, но не полностью их исключить. Без комментариев преподавателем основных идей и обратной связи, у студентов в результате самостоятельной работы может сложиться иное восприятие прочитанного.
      Как вы организуете в дистанте промежуточную аттестацию?

      Для студентов из ИТМО, которых было немного (42 человека), я устраивал промежуточную аттестацию в классическом виде. Выдавал студентам билеты, а потом индивидуально беседовал с ними по Zoom. Для меня так легче оценить знания студентов. При устном ответе сразу видно, что студент понимает, а что нет.

      Для китайских студентов из-за их большого количества (95 человек), пришлось проводить промежуточную аттестацию в формате тестирования с контролем процесса в режиме видеоконференции. Надеялись, что ограничение по времени и сложность вопросов снизит к минимуму списывание и коллективное участие.
        Как не унывать в (само)изоляции?

        Главное - не разрывать социальные связи, сохранить круг общения. Не должно что-то пропадать из жизни, ведь меняется формат, а не содержание. Всегда стараться пробовать что-то новое и удивлять близких и друзей.
          Вместе с этим материалом читают:
            Информация © 2020 Университет ИТМО
            Департамент образовательной деятельности
            Контакты
            Отдел образовательных технологий, телефон 457-18-60, email distant@itmo.ru, адрес Кронверкский пр., 49, каб. 322
            Made on
            Tilda