2.4 Система качества реализации дисциплин
Внедрение и реализация системы оценки качества образования крайне динамичный процесс, особенно в реалиях быстро меняющейся внутренней и внешней среды развития Университета ИТМО. Качество образования в ИТМО это взаимосвязанная структура, состоящая из трех главных компонентов: качество результата, качество процесса, качество условий.

Сейчас много говорится об образовательной программе, как о единице качества. Но ОП растянута во времени, комплексна и сложна с точки зрения содержания и организации. Для оперативности изменений важно работать и с дисциплинами внутри ОП. Поэтому мы решили систематизировать данные о реализации дисциплин, которые мы собираем и анализируем. Система имеет много общего с системой оценки 360 градусов, поэтому ее рабочее название - система 360'.


Цели системы качества реализации дисциплин:

1) Данные для развития, помощи, поддержки преподавателей – создания информационного поля
2) Выявление лучших практик
3) Данные о дисциплинах и преподавании для принятия административных и кадровых решений

Для повышения качества реализации дисциплины рекомендуется воспользоваться чек-листом о начале дисциплины

  • Анализируя обратную связь от студентов, можно сделать вывод, что получение структурированной информации о правилах освоения дисциплины способствует более качественному процессу обучения. Поэтому в этом году мы делаем акцент на том, о чем стоит рассказать студентам в начале изучения дисциплины.

  • По ссылке или напрямую в электронном учебнике вы найдете чек-лист, который рекомендуем заполнить и направить вашим студентам. Вы также можете закрепить эту информацию любым другим удобным вам способом.

  • Чек-лист содержит вопросы о различных аспектах организации освоения дисциплины, в условиях смешанного формата важно обозначить, как получить доступ к материалам курса. Студенты, обучающиеся как в аудитории, так и дистанционно должны иметь общий доступ к материалам (за исключением, если задания для дистанционного обучения отличаются от аудиторного). Говоря о содержании дисциплины, важно рассказать о проблематике дисциплины и аргументировать важность дисциплины в проф. деятельности студентов.

  • Отдельно стоит остановиться на РПД и силлабусе. Часть РПД готовилась к аккредитации 2018, "ужас" пережитого не вызывает желания заглядывать в эти документы. Если возникла необходимость пересмотреть РПД, вероятно, стоит составить развернутую версию РПД - рабочий и полезный документ по дисциплине, в котором как раз могут быть отражены ответы на вопросы из чек-листа, более полное и расширенное описание тем, периоды их изучения, дополнительные источники к каждой теме и т.д. Более подробно о силлабусе расскажет Джозеф Тейлор на своем МК "Договориться "на берегу": коммуникация со студентами" 25 августа в 11:15.


Рассмотрим подробнее систему 360'.

Участники системы:

  • Обратная связь от студента:
* Опрос на третьей неделе сентября – ссылка на анкету – разобрались ли студенты, о чем дисциплина; воспринимают ли студенты верно замысел преподавателя
* Опрос по итогам изучения дисциплины в конце семестра – ссылка на анкету весеннего семестра 2019/20 – краткая статистика, уже провели пилот
* Обращения в Студенческий офис или ЦКОУП (ДОД)
* В рамках проекта ITMO.future ведется разработка модуля приложения ITMO.Students, где студенты смогут оставить обратную связь о занятии, предварительно – занятия выбираются случайным образом. Но мы ставим во главу угла ответственность студента за ту обратную связь, которую он дает. Преподавателю будет предоставлена возможность прокомментировать результаты студенческого фидбека.


  • Как источник данных используются результаты посещений занятий. В первую очередь мы рекомендуем и будем рекомендовать организовывать внутрифакультетские посещения занятий как молодых преподавателей (для их развития), так и преподавателей с опытом для распространения лучших практик. Сотрудники департамента образовательной деятельности также могут посетить занятие (как в аудитории, так и подключиться к дистанционному занятию), иногда это вызвано обращением студента, в котором он выражает свое беспокойство тем или иным аспектом реализации дисциплины. На встречах со студентами рекомендуется решать возникающие вопросы внутри факультета, а после этого обращаться в центр качества организации учебного процесса. Также административным работникам важно быть ближе к преподавателям, после занятия проводятся беседы с преподавателями, задаются вопросы о том, как ДОД может быть полезен, какие предложения по улучшению учебного процесса есть у преподавателей.

  • преподаватель

* выражение своей активной позиции через участие в рабочих группах по обсуждению вопросов организации учебного процесса

* возможность получить помощь от ментора (а по итогам работы, дать обратную связь о деятельности ментора)

* в рамках повторной промежуточной аттестации (ППА) преподаватель может передать студента для ликвидации задолженности другому преподавателю (по согласованию с руководителем подразделения)

* самооценка

  • декан

* непосредственный руководитель преподавателя (в большинстве случаев), принимает административные решения, получает обратную связь от преподавателя

* выявляет сильные стороны преподавателей (характеристика декана)

  • менторы

* помогают преподавателю

* дают обратную связь о реализации дисциплины

  • администрация

* организует учебный процесс (общие аспекты на уровне университета)

* собирает, анализирует данные о реализации дисциплин

Смешанный формат: перспективные направления обучения преподавателей Университета ИТМО (результаты опроса преподавателей)
Чек-лист для вашего первого занятия:
Made on
Tilda