2.5 Инклюзивное образование
в формате смешанного обучения
Инклюзивное или включенное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.


Восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.


Обучение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в формате смешанного обучения имеет свои отличительные особенности. Существуют основные принципы, которых должен придерживаться преподаватель: доступность учебной информации, в соответствии с индивидуальными возможностями и состоянием здоровья, право на дополнительные консультации, увеличение времени на сдачу экзамена и зачёта.

При работе с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ с применением дистанционных технологий, преподавателю необходимо учитывать его психофизиологические особенности в зависимости от нозологии нарушения. Стоит помнить, что студенту с инвалидностью или ОВЗ свойственны следующие психофизиологические особенности: качественное нарушение когнитивных функций (восприятие, внимание, память), повышенная утомляемость, сниженный темп деятельности.

Кроме того, данной категории обучающимся свойственны личностные особенности: нерешительность, замкнутость, сниженная мотивация и проблемы самоорганизации.

В связи с чем стоит помнить о следующих рекомендациях:

1. Необходимость контроля включения обучающегося в групповую работу.

Проблема социализации и нехватки общения в дистанционной работе особенно остро стоит для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Важно проявлять внимательность к социализации обучающегося, включать его в онлайн беседу и учебную активность.

2. Умеренная нагрузка и чередование видов деятельности.

Повышенная истощаемость и низкая концентрация внимания – психофизиологическая особенность обучающихся с ОВЗ. Контролировать её студенты практически не способны. Грамотное распределение нагрузки в течение всего учебного семестра, умеренная нагрузка лекционных и практических занятий, особенно в дистанционном формате, со стороны преподавателя – значительно увеличивают шансы обучающегося закрыть сессию в срок, без излишних нагрузок для организма.

3. Четкие инструкции, временные рамки.

Обучающемуся с инвалидностью необходимо больше времени для усвоения материала и алгоритма выполнения заданий, в силу его особенностей психики. Четкие формулировки помогут выделить лишь необходимую информацию.

4. Важность обратной связи.

Возможность задать вопрос по интересующей теме и получить ответ от преподавателя составляют основу активного взаимодействия.

5. Соблюдение правил этикета в общении.

Будьте внимательны и терпеливы в общении. Не поправляйте и не договаривайте за человека. Если вы задали вопрос, дайте больше времени на ответ, возможно он не сразу начнёт отвечать или предпочтёт написать ответ в чат. Не стоит задавать вопросы, касающиеся личных тем.

В Университете ИТМО работает Центр сопровождения инклюзивного образования. Центр взаимодействует с преподавателями и обучающимися по вопросам обучения, психологической поддержки, создания специальных условий для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Центр находится по адресу: ул.Ломоносова, д.9. ауд.1201.

Можете связаться с нами по телефону 8 (812) 607-44-33 или написать на почту centrsio@itmo.ru

Made on
Tilda