Ответы спикеров на вопросы участников в рамках второго дня онлайн-интенсива





Александр Маятин
Канд. пед. наук, зам. декана ФИТиП, доцент ФИТиП
Смешанное обучение для требовательных студентов



#вопрос
Как находить баланс между предоставлением возможностей для сильных студентов и необходимостью соблюдения формальных требований? Например, вместо того, чтобы требовать от такого студента выполнения заданий по рабочей программе дисциплины студент может выполнять свой интересный проект по теме.
#ответ
Я не сторонник проектов вместо обычных заданий. Студент может выполнить задания и попросить дополнительное сложное, в том числе проектное. Именно не в место, а в дополнение.
#вопрос
Почему не учитывается такая мотивация студентов использовать дистант - работа? Это ключевая мотивация для магистратуры (практически все работают и не всегда график работы совпадает с расписанием). Предложение - во всех компонентах онлайн-интенсива учитывать, что в ИТМО большинство учебных программ - это магистратура. У магистратуры есть своя специфика и желательно, чтобы спикеры и эксперты на онлайн-интенсиве это учитывали.
#ответ
Согласен с этим мотиватором. По поводу магистратуры не вижу существенных отличий с высказанными тезисами. Идея как раз в том, чтобы в зависимости от потребностей выбирать нужный уровень "очности". Магистерские программы тоже разные. Есть те, где все студенты работают и их работа интегрирована в учебный процесс. Есть те, где они наоборот все время проводят в Университете. Но вообще с магистратурой существенно проще. Программ много, но они короче, на них нет потоков в 300+ студентов, и студенты опытные и умеющие учиться.
#вопрос
Нагрузка преподавателей при переходе на дистанционное и смешанное обучение, а тем более, в случае выбора индивидуальных траекторий очень сильно меняется. Будет ли это как-то учитываться при составлении индивидуальных планов?
#ответ
Это вопрос скорее к ДОД :) Могу подтвердить, что переход в дистант увеличивает реальную нагрузку в 1,5 раза как минимум в связи со снижением интенсивности учебного процесса и накладными расходами. Поэтому требуется или больше часов, или группы по 12 человек.
#вопрос
Как решается вопрос с авторскими правами, если лекции будут с прямыми трансляциями? Не будут ли они потом появляться на сторонних ресурсах?
#ответ
Это очень важный вопрос. Я задавал его уже на нескольких площадках и уровнях и считаю одним из главных на текущий момент. Я очень надеюсь, что ДОД и администрация Университета поможет получить окончательное решение и рекомендации в этом аспекте.
#вопрос
#вопрос Ассистент, работающий с чатом, - это сотрудник или назначенный из аудитории студент? Как вы оплачиваете работу ассистента на лекции?
#ответ
Самый простой вариант - один из студентов в аудитории. Более сложный и правильный - ментор, например, в рамках программы ITMO.Mentors.
#лайфхак
Так как перебои в связи возможны, имеет смысл записывать часть лекции (25-30 минут) заранее, и вторую проводить уже в виде дискуссии и пр. У меня так дома провайдер связь обрушил весной, а с записью видео ситуация упрощается, можно хоть звуком обойтись, если все лекцию посмотрели и презентацию скачали.
#ответ
Мне тоже провайдер пару раз устраивал сюрпризы. Я нашел простой выход. Компьютер был настроен как на сеть через маршрутизатор от провайдера, так и на точку доступа на мобильном телефоне. Канала от мегафона вполне хватало на трансляцию лекций в twitch.
#вопрос
А если сейчас понятно, что нет оборудования для трансляции/лекции на Биржевой, что тогда делать?
#ответ
Это вопрос опять же к ДОД.
#вопрос
Где можно посмотреть пример удачного, по вашему мнению, "эталонного" занятия?
#ответ
Я надеюсь, такие появятся в этом семестре. В прошлый период мы находились в поиске и совершенствовании преподавания. Могу порекомендовать лекции и вообще стримы Павла Маврина https://www.youtube.com/user/pavelmavrin
#лайфхак
Особенность в онлайн - есть ряд студентов, которые "боятся" выходить в эфир с камерой, это к вопросу социализации. Стесняются видеть себя через камеру. Для практических занятий иногда актуально
#ответ
У меня было несколько девочек на 1 курс в прошлом семестре, которые высказывали недовольство требованием включать камеру на защиту лабораторных работ, а когда я спросил про аргументы прямо заявили, что из-за моих требований им приходится с утра пораньше приводить себя в порядок :)
#вопрос
А как все-таки гарантировать, что твой студент на другом конце не скопипастил весь свой зачёт, с учётом того, что даже требования включать камеру в прошлом году не было...?
#ответ
Мы в прошлом семестре требовали включенной камеры и микрофона на любых мероприятиях аттестации не только промежуточной, но и рубежной и даже текущей. В этом семестре надеюсь, что даже при полном дистанте в течение семестра промежуточную аттестацию удастся провести полностью очно. А еще могу рекомендовать принимать зачет не с предварительной подготовкой студента по билету, а в режиме прямой беседы. Я на экзамене генератором случайных чисел выбирал две темы студенту, и в рамках них мы начинали беседовать. Задавал последовательно вопросы от простых - на понимание основных принципов, до сложных. Студент останавливался тем самым на определенных баллах. При этом на слабого студента не уходило много времени и получалось разумно по ресурсам.
#вопрос
Что делать, если у студента нет полноценной технической возможности для онлайна – компьютер с камерой / ноутбук, и есть только смартфон? Параллельное использование других инструментов (кроме зума) затрудняется.
#ответ
Ну у нас это редкость - студент без ноутбука или компьютера просто не сможет выполнять домашние задания и другие виды СРС. Неработающие камеры были - делали параллельно демонстрацию рабочего стола с компьютера, а изображения с камеры смартфона так, чтобы экран компьютера тоже попадал хотя бы частично в кадр. Нормально получалось.
#вопрос
Александр, расскажите, пожалуйста, подробнее об автоматизации контроля поведения студентов. Оптимальные инструменты, доступная статистика, риски, критерии необходимости индивидуального контроля. Спасибо!
#ответ
Боюсь, в ответ на этот вопрос нужно сделать отдельный доклад еще на пол часа. Очень много аспектов и нюансов. Насколько я помню, в один из последующих дней должен выступать Андрей Сергеевич Станкевич с более подробным раскрытием этого вопроса. Мы на факультете разработали (в общей сложности с 2008 года велась и продолжает вестись разработка) свою систему для проведения олимпиад (например на ней работае olymp.itmo.ru, ec.ifmo.ru и другие наши ресурсы), и на ней же попробовали проводить часть рубежек в прошлом семестре, но она заточена под наши задачи. Универсальных решений нет - нужно для каждого случай конкретно подбирать инструменты, организационные принципы и т.д.
Александра Шпарберг
Преподаватель ЦИИЯ
Особенности онлайн-урока и как извлечь из него максимум

#вопрос
Что значит синхронные онлайн занятия? что под этим подразумевается?
#ответ
Синхронное онлайн-занятие - это занятие через онлайн-каналы в режиме реального времени, вся группа с преподавателем находятся в Зуме/Скайпе/Дискорде и тд одновременно и проводят занятие.
#инсайт
При делении на подгруппы - результат выше
#ответ
Да, однозначно, так как ситуация ближе к ситуации реального общения и студент вынужден более активно вовлекаться в процесс
#вопрос
Чем синхронное занятие отличается от просто онлайн занятия?
#ответ
Онлайн-обучение может быть синхронным и асинхронным. При асинхронном онлайн-обучении студенты проходят материал на платформе независимо от других студентов. общение на форумах может происходить с задержкой в несколько часов или дней, обратная связь от преподавателя также отложенная.
#вопрос
Можно ли просить включить камеру у студентов, если им комфортно? Как думаете?
#ответ
Если студенту комфортно, конечно можно. Многие студенты сами включают камеры на уроке, если у них есть для этого условия, и это очень помогает в проведении занятия
#вопрос
Чем принципиально требование иметь включенную камеру отличается от требования физически добраться до аудитории?
#ответ
Во-первых, у студента может просто не быть камеры или денег на нее или регулярного доступа к оборудованию с камерой. Во-вторых, мы сегодня видели, что проблемы со связью более чем реальны даже в Петербурге. В родном городе студента возможно канал не выдержит еще и видео. В-третьих, студенты проживают в самых разных условиях (как и мы) и могут быть неготовы "впустить" вас и всю группу в свой дом. Виртуальный фон получается установить не всегда.
Джозеф Лео Тэйлор
Координатор по профессиональному развитию преподавателей,
преподаватель ЦИИЯ

Договориться "на берегу": коммуникация со студентами
#эмоция
очень хороший русский!
#ответ
Спасибо, стараюсь!
#инсайт
да, растерянность весной вызвана множественностью выбора
#ответ
Именно, поэтому сначала вспомнить: вы в контроле! И затем думать на тем, что вам и студентам нужно.
#эмоция
Я помню эти ощущения, когда на почту от ЦИИЯ пришло 4-5 вариантов платформ для проведения занятий, и я потерялась в море возможностей )))))
#ответ
Упс, виноват)
#эмоция
Занятия=консультации (с) Это хорошо
#ответ
Да, мне получилось, но возможно такой формат не всем подходит. Но можно так организовать занятия не каждый раз, например.
#эмоция
Возможно, каждый раз зависит от пожеланий обучающегося, у Джозефа они вместе договорились, консультации? давай, консультации. Но я считаю, что онлайн можно тренировать и затренировывать тоже.
#ответ
В моем случае я обсуждал со студентами идею консультации. Мы все не совсем поняли, как это будет работать, но готовы были экспериментировать.
#инсайт
Опыт коллег Olin college показал, что отлично вести лекцию в сотрудничестве двух преподавателей из разных областей науки. это позволило им разработать уникальные курсы, например, на стыке инженерии и биологии. Было бы отлично перенять этот опыт. Я заинтересована разделить дисциплину Пищевая комбинаторика с коллегой из области информационных технологий)
#ответ
Когда учился на бакалавриате, я слушал курс, который вели профессор теологии и профессор биологии. Очень классно получилось! Я буду рад сотрудничать в создании курса "тандем".
#вопрос
А что обсуждали в Телеграме?...интересный вариант
#ответ
Очень полезный инструмент оказалось! В первую очередь, он был каналом для вопросов от студентов ко мне и объявлений от меня студентам. Если начать нужно занятия чуть позже, ссылки присылал, и тд. Еще делились интересными новостями.
#вопрос
Именно в такой последовательности составляется силлабус ? Критично сначала сделать п.3 потом п.2?
#ответ
Необязательно! Я представил "классический" порядок, но можно по разному информацию организовать. Главное, что четко было и легко читался.
#вопрос
Силлабус понятно для чего, а нам сейчас для чего это рассказывается, надо ли внедрять нам?
#ответ
Он облегчал мою жизнь как преподаватель. Тоже полезный инструмент для студентов.
Дарья Мезенцева
Канд. пед. наук, ведущий инженер отдела образовательных технологий
Учебные форумы
#вопрос
Поясните термин "внешняя мотивация"
#ответ
*Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Внешняя мотивация - мотивация поведения, определяющаяся влиянием внешних факторов, физических или социально-психологических. Например, наказанием, материальным поощрением, похвалой, осуждением.

Внутренняя мотивация - мотивация поведения, определяющаяся внутренними психологическими факторами. Такими, к примеру как удовлетворённость от завершения работы.
#вопрос
Какие использовались инструменты для организации форумов?
#ответ
Использовались форумы на учебных платформах Moodle и Blackboard.

Если у вас нет доступа к этим платформам, вы можете получить ограниченный бесплатный доступ к платформе MoodleCloud: https://moodlecloud.com/

Инструкция на русском языке по использованию MoodleCloud:

https://drive.google.com/file/d/1GT37GuC1agOnayvMCkOW-3DvxY9_pb_1/view?usp=sharing

Образец того, как может выглядеть форум на MoodleCloud:
#вопрос
Что такое "перевёрнутый класс", и каковы его достоинства и недостатки?
#ответ
Термин "перевёрнутый класс" происходит от английского термина "flipped classroom". Это формат обучения, при котором обучающиеся изучают новый материал перед занятием самостоятельно, а на занятии занимаются его проработкой с преподавателем.

Предлагаем вашему вниманию инфографику, в которой описываются особенности "перевёрнутого класса", его плюсы, возможные проблемы, связанные с использованием данного формата, и пути их решения.
#вопрос
Каковы, на ваш взгляд, особенности работы и мотивации для студентов младших и старших курсов?
#ответ
Приходилось работать со студентами и младших, и старших курсов, но особых различий не почувствовала. Различия в мотивации были скорее индивидуальными. Следует отметить, что студентов, которые уже работают, проще замотивировать, дав им задания близкие к их профессиональному контексту (но это могут быть как студенты младших, так и старших курсов).

Из личного ученического опыта, могу сказать, что, обучаясь в специалитете, руководствовалась больше внешней мотивацией, так как главной целью был диплом и избегание трудностей, которые могли бы этому препятствовать. На этапах магистратуры и аспирантуры моя внутренняя мотивация стала сильнее, так как после получения диплома появилось ощущение стабильности и я стала больше интересоваться содержанием заданий и меньше волноваться, что оно будет сложным и что-то не получится.

Могу также отметить, что у части моих одногруппников в специалитете мотивация сильно снизилась к старшим курсам, потому что они разочаровались в будущей профессии и в том, как было выстроено обучение. Хотя изначально мотивация в группе была сильной.

Нашей мотивации, начиная с первого курса, во многом могло бы способствовать вовлечение нас в профессиональное сообщество, а также предоставление нам инструкций о том, как мы должны организовать свою самостоятельную работу и какими учебными стратегиями пользоваться для более быстрого освоения материала с учетом особенностей специализации/дисциплины.
#вопрос
Перечислите доступные учебные форумы?
#ответ
Если в данный момент вы не работаете на какой-либо учебной платформе, можно организовать форум при помощи инструментов, описанных на ITMO.Distant, таких как

Discord (http://distant.itmo.ru/discord),
NewsComment (http://distant.itmo.ru/forum_2),
Piazza (http://distant.itmo.ru/piazza).
#вопрос
Об организации учебных форумов и дискуссий здесь (ссылки из презентации)

Как правильно вести учебный форум (http://distant.itmo.ru/forum)
Как правильно вести учебный форум. Часть 2 (http://distant.itmo.ru/forum_2)
Как правильно вести учебный форум. Часть 3 (http://distant.itmo.ru/forum_3)
Вместе с этим материалом читают:
    Информация © 2020 Университет ИТМО
    Департамент образовательной деятельности
    Контакты
    Отдел образовательных технологий, телефон 457-18-60, email distant@itmo.ru, адрес Кронверкский пр., 49, каб. 322
    Made on
    Tilda