Ответы спикеров на вопросы участников в рамках третьего дня онлайн-интенсива





Дарья Чирва
Руководитель общеуниверситетского модуля "Мышление"
Учебные дебаты дистанционно: возможна ли "битва" онлайн?

#вопрос
Дебаты в течение одной пары, или это может быть цикл дебатных занятий?
#ответ
Учитывая, что в нашем распоряжении всего 8 встреч на практиках, мы от силы можем позволить себе 2 пары в таком формате. Думается, что могут быть такие курсы, на которых можно строить проведение занятий вокруг дебатов. Дебаты можно проводить и в другом формате, сопровождая каждый элемент картированием аргументации. Это позволяет рефлексировать, анализировать каждый шаг дискуссии, но требует действительно серии встреч.
#вопрос
Какие методические приемы Вы используете для формирования критического мышления, обучения построению аргументации?
#ответ
Что касается методических приемов, то к числу организационных относятся все рекомендации, которые мы даем студентам по формированию группы (в случае, если корректируется их самостоятельное разделение), по таймингу занятия и структуре разного типа выступлений (презентация/ уточняющий вопрос/проблемный вопрос/ комментарий/развернутый ответ/ анализ хода дебатов/анализ представленных на дебатах позиций).

Что касается логических приемов, то используются элементы основ теории аргументации: начиная с первого семинара учим студентов выявлять тезис в тексте и аргументы в его поддержку, видеть связи между аргументами, определять основания аргументации (логические, апелляция к другой научной теории, к здравому смыслу). По сути на дебатах проверяется, насколько успешно студенты применяют эти навыки и знания. В конце курса студентов ждет индивидуальное занятие, в рамках которого оцениваются те же навыки, однако они уже работают самостоятельно, без поддержки группы.
#вопрос
Проводите ли вы дебаты, относящиеся непосредственно к истории философской мысли? Не могли бы вы назвать примеры тем, которые там выносятся там на дебаты?
#ответ
Проблема соотношения сознания и мозга. Идеальный тип государственного устройства. Оптимальная модель социальной справедливости. Темы позволяют обращаться как к работам современных авторов (Плейс, Нагель, Кимлика), так и к работам авторов, представляющих ту или иную школу в истории философии: Декарт, Мальбранш, Платон, Макиавелли.
#вопрос
Даете ли вы какие-то рекомендации, гайды по публичному выступлению?
#ответ
Обязательно! Даем четкий инструктаж по структуре презентации тезиса, ответов, по таймингу выступлений на занятии. Без этого есть риск утратить рабочую атмосферу и превратить учебные дебаты в обычный тупиковый спор.
#вопрос
Возможны ли другие способы распределения групп для поддержки какого-либо тезиса?
#ответ
Как правило, студенты распределяются сами или преподавателем (чтобы сохранить равномерно количество активных спикеров в группах). Наверно, возможен рандомный тип распределения. Однако лично я все же корректирую распределение, чтобы у команд были равные шансы на получение высокого балла за задание. Иногда возникает ситуация, что все "говоруны" определяют себя в одну команду, а "молчуны" оказываются в другой. Я вмешиваюсь и миксую.
#эмоция
Еще в школьных дебатах грустила, когда позиция для дебатов по социальным темам выбиралась жеребьевкой. Такой ужас наступает от ощущения, что можешь убедительно доказать что угодно
#ответ
В нашем задании важным элементом является 3 этап реализации дебатов, посвященный оценке представленных позиций. Если одна из теорий, к примеру, допускает этически неприемлемые действия, то мы это обсуждаем. Как правило, участники сами выявляют это в ходе прений.
#вопрос
Используете ли вы четкие критерии (рубрики) для оценивания во время дебатов? Презентуете ли вы критерии заранее студентам?
#ответ
Да и да. Они обозначены на соответствующем слайде презентации.
1.Точность изложения материала
2. Полнота раскрытия проблемы
3. Логичность и связность изложения
4. Грамотность речи
5. Привлечение дополнительной литературы по теме
#вопрос
Можно назвать хотя бы одну тему дебатов, + и- при проведении. Можно кроме описания этапов о методике?
#ответ
Проблема соотношения сознания и мозга. Идеальный тип государственного устройства. Оптимальная модель социальной справедливости. Что касается + и - , то мы предлагаем студентам то, что им самим интересно. Отсюда плюсы высокой мотивированности к изучению материала, тщательности подготовки и т .п. При работе с некоторыми темами (особенно касающимися социальных вопросов), конечно, существует риск нарушения правил ведения академической дискуссии: использование обучающимися аргументов ad hominem, апелляции к эмоциям и т.п. Однако такие сбои также могут быть превращены в отдельный объект анализа на завершающей стадии дебатов: почему апелляция к эмоциям или обсуждение личности одного из спикеров не составляют подлинного аргумента/контр-аргумента и пр.
#лайфхак
Отсылаете ли Вы их при подготовке к Поварнину, искусству спора?
#ответ
У нас одно занятие в таком формате: как правило, минимум необходимых знаний даем в формате методических указаний к подготовке и проведению дебатов. Если у студентов после пары возникает интерес в такому формату, то отсылаем к Поварнину и Бредемайеру.
#вопрос
А если кто-то выступил особенно ярко, разве вы не оцените его выше средней?
#ответ
Не могу отвечать за коллег. В моей практике такое исключение было. Команда отнеслась к подготовке несерьезно, все надеялись, что их вытянет один коллега. С моим решением поставить ему индивидуально более высокий балл, все участники дебатов были согласны. Конфликтной ситуации не возникло. Дух vs Буква закона
#вопрос
Если студенты изначально сами делятся на команды, почему не дать им возможность выбирать самим (а не преподавателю) роли - докладчик, рецензент или оппонент?
#ответ
Очень хороший вопрос! Видимо, упустила этот момент в презентации: коллективная оценка все же должна быть честной. Поскольку преподаватель может вызвать любого, то каждый должен быть готов дать ответ, студенты мотивированы на стадии подготовки кооперировать друг с другом. Препятствуем фрирайдингу.
#вопрос
Как организационно проводить дебаты при дистанционном обучении?
#ответ
По моему опыту: я также за 2 недели определяла тему и материал дебатов для подготовки. Давала ребятам возможность в начале пары "разойтись" по вебинарным комнатам в составе команд и еще раз обсудить тактику защиты и нападения. (пользователи, находящиеся в одной комнате, не имеют доступа к тому, что происходит в другой комнате. Я как модератор могу переходить из одной комнаты в другую). Далее все возвращались в общий зал, где проходили презентации тезисов и прения. При необходимости можно было также командой уйти в свою "комнату" и там коллективно обсудить сложный вопрос и т. п. Студентам нужны камеры и микрофоны. Знаю, что мои коллеги проводили дебаты в дискорде (без камер). Тоже успешно.
#вопрос
Если низкая посещаемость и основной докладчик не пришел, дебаты переносятся на др. занятие?
#ответ
Как правило, все заинтересованы в том, чтобы не пропускать занятие (до 15 % итоговой оценки возможно получить на нем). Основного докладчика нет: принцип коллективной оценки предполагает, что любой член команды должен быть готов выступить за нее. Подготовка презентации позиции - часть домашней самостоятельной подготовки команды.
#инсайт
В командной работе учитываю командную самооценку студентов, работающих в одной команде. Как правило, к себе они относятся тоже критично и не завышают.
#ответ
Да, спасибо! Думаю, стоит попробовать и нам. Например, в пилотном режиме: оценивают и сами студенты, и преподаватель, сравниваем в конце оценки. Согласна, что студенты в большинстве своем самокритичны и не стремятся завысить результат из прагматических соображений.
#вопрос
А как Вы оцениваете, если Вы не присутствуете постоянно в вебинарной комнате?
#ответ
Основные этапы дебатов проводятся в общем зале. К тому же я как модератор имею право входа в любую вебинарную комнату в Zoom.
#вопрос
А как можно начать занятия в Зуме раньше, если Вам предоставляется Зум по расписанию?
#ответ
Технически всегда есть возможность начать занятие, пригласив на конференцию в своем личном аккаунте. С началом пары перейти - в зал по расписанию. Сбоев не возникало.
#вопрос
Дарья, а можно как-то очно или заочно поприсутствовать на занятии в качестве наблюдателя?
#ответ
Почему бы и нет! Не могли бы Вы написать мне на почту? dashachirva@gmail.com
#эмоция
Спасибо - все очень четко и понятно. Основные тезисы обозначены - есть простор для творчества в подготовке дебатов с учетом специфики предмета
#ответ
Благодарю Вас! Жаль, что не было возможности в формате живого обсуждения ответить на все вопросы!
#эмоция
Спасибо спикеру, такое приятное выступление)) было очень интересно слушать!
#ответ
Благодарю Вас!
#эмоция
Очень рада, что такой сложный инструмент проведения занятий был успешно реализован в онлайн формате=) теперь не страшно пробовать такое самой=) спасибо!
#ответ
Благодарю Вас! Очень бодрое и живое занятие получается. Ребята часто сами удивляются.
#эмоция
Спасибо, компетенции, которые формируются в ходе дебатов, очень нужны во всех дисциплинах.
#ответ
Да и не только в процессе обучения. Защита диссертации, представление и защита научного, бизнес-проекта, по сути любое опубличное выступление также требуют схожих навыков.
Максим Иванов
Основатель teachingame.ru, сотрудник ФТМИ
Игровые подходы и групповая работа онлайн
#вопрос
Хочется изучить эту тему шире и глубже! Как и где это можно сделать?
#ответ
Написал ниже ссылки
#вопрос
Максим, порекомендуйте, пожалуйста, ресурсы, на которых можно более подробно ознакомиться с геймификацией в онлайне. Очень интересная тема, хочется больше получить информации.
#ответ
Можно подписаться на https://t.me/teachingame (я веду канал очень редко и не только про геймификацю ))) Есть несколько авторов - первоисточников: Кевин Вербах (его курс на курсере https://www.coursera.org/learn/gamification), Ю Кай Чоу (https://yukaichou.com/), Андреж Марчевски (видимо, он поляк, вот его сайт https://www.gamified.uk/).

Вообще геймификация укладывается в одну схему, которую я показал. Желаемое поведение -> Мотивация - > Инструмент. Можно почитать https://vc.ru/marketing/102717-geymifikaciya-chto-eto-i-pochemu-rabotaet-chast-pervaya статьи на habr или vc, где делятся практическими кейсами. Или посмотреть примеры. Мне нравится вот этот: join.tpu.ru
#вопрос
Сделайте, пожалуйста, список - памятку ресурсов, которые Вы используете на своих занятиях для внедрения интерактивности
#ответ
1. classcraft.com/ru/ - для тех, кто хочет сделать тотальную геймификацию своих занятий. Я не пользуюсь им.
2. Kahoot.com - кажется, уже классика. Проведение опросов, квизов и игр оффлайн и онлайн. А этим пользуюсь активно.
3. studystack.com - помогает тренировать слова и определения, можно создавать свои игры (например, для изучения языков). Пробовал пару раз, но для моих занятий не совсем подходит.
4. app.wizer.me/ - это тоже интерактивные доски, которые можно использовать. А вообще, в первую очередь, я выстраиваю содержание на основе релевантных примеров, прошу сопоставить понятия, отсортировать по группам или решить какую-то задачку для разминки. Все это помещается в слайды презентации или на бумаге (если оффлайн).
Антонина Федорова
Преподаватель ИМРиП
Как внести элемент игры в любое занятие, потратив полчаса на подготовку?
#вопрос
Какую реальность может имитировать Ольга, если она преподает математику?
#ответ
Ответила во время выступления
#вопрос
Доска останется в доступе для тех, кто зарегистрирован в системе?
#ответ
Да
#вопрос
Добавите ссылку на доску в итмо дистант?
#ответ
Ссылка на доску
#вопрос
А есть ли где-то источники с подробным описанием игр? Не только названия, а именно описание сути?
#ответ
На самом деле, в карточках все довольно подробно описано, а игры типа "морской бой" и виселица проще погуглить, чем собирать мануал по ним)
Александр Капитонов
Канд. техн. наук, декан ФИКТ, доцент ФСУиР
Гибкая методология в работе над студенческими проектами
#вопрос
На что больше затрачивается усилий - на работу или на презентацию этой работы в инете?
#ответ
Упор делается на работу. В среднем у студентов уходит 180 часов работы по дисциплине, немного больше, чем в плане.
#вопрос
Вижу комбинацию понятий из различных Agile-методологий. Это сделано сознательно? Или же все-таки это SCRUM (где может быть, в том числе SCRUM-доска)?
#ответ
Это сделано осознанно на основе моего опыта в работе над коммерческими проектами.
#лайфхак
Для того. чтобы правильно понимать особенности Agile\Agile-мышления, рекоменудую обязательно ознакомиься с https://agilemanifesto.org/iso/ru/manifesto.html и https://agilemanifesto.org/iso/ru/principles.html. Понять и осознать)
#ответ
Спасибо за комментарий.
#лайфхак
Вот, я давал в онлайн период своим группам задание написать мне на почту по-английски, что каждый делает, чтобы совершенствовать свой английский в течение 1 недели и каковы результаты, что планируется студентами делать в дальнейшем в этом смысле.
#ответ
Понял, это хороший пример, но при большой нагрузке может вызывать негатив.
#вопрос
Имеется ли поддержка проектной деятельности на уровне Университета?
#ответ
https://vk.com/itmostudents
https://olymp.ifmo.ru/
http://fablab.ifmo.ru/
https://future.itmo.ru/

Это основные места, где студентам дадут поддержку на проекты. Оборудование, материалы, помещения... Также есть гранты магистров и аспирантов и другие конкурсы, но не бойтесь предлагать студентам самим приобретать какое-либо оборудование. На 10 000 рублей можно сделать интересный проект.
#вопрос
Есть ли возможность участия студентов с ФТМИ в проектах вашего факультета?
#ответ
Без проблем, приходите на Биржевую 16, ауд 301/4 и знакомьтесь с ребятами. Можно мне в Телеграм написать @kap2fox.
#вопрос
Что идет раньше: отработка новых способов подачи материала (проекты/игры и др.) в рамках дисциплины или (простите за вопрос по формальным моментам) оформление РПД, ФОС и др.?
#ответ
В моей практике сначала идет отработка по обоюдной договоренности со студентами.
#вопрос
Александр, какую учебную форму имеет ваш предмет? Это практика или лабораторная работа?
#ответ
В расписании это лекции + практика, но это превращается в один поток 15ти минутных собеседований.
#вопрос
Можно поприсутствовать как-то на ваших занятиях для наглядного примера?)
#ответ
Занятия в этом формате будут проходить в следующем году весной, можете присоединиться.
#эмоция
Спасибо за полезный опыт
#ответ
Всем спасибо за теплые комментарии!!!
#эмоция
Александр, спасибо за идеи!
#ответ
Подписывайтесь, ставьте лайки, бейте в колокол: https://www.youtube.com/channel/UC7cJ1RBFsZ7WWjoXV_5Vl1A
Вместе с этим материалом читают:
    Информация © 2020 Университет ИТМО
    Департамент образовательной деятельности
    Контакты
    Отдел образовательных технологий, телефон 457-18-60, email distant@itmo.ru, адрес Кронверкский пр., 49, каб. 322
    Made on
    Tilda