Организация учебного процесса
для студентов с инвалидностью
и ограниченными возможностями здоровья





Обеспечение равных возможностей в образовании для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является приоритетной задачей государства на протяжении нескольких лет. Тенденция высшего образования такова, что всё больше молодых людей с инвалидностью стремится получить профессию, поступить в вуз, как в рамках целевой квоты, так и на общих основаниях. В Университете ИТМО традиционно с каждым годом количество поступивших обучающихся с инвалидностью и ОВЗ также растёт. Например, количество обучающихся по программе бакалавриата, имеющих инвалидностью или ОВЗ, с 2016 по 2020 год выросло на 48%.

В статье собрана вся необходимая информация для преподавателей нашего вуза о том, куда обратиться в случае необходимости организации учебного процесса студента с инвалидностью или с ОВЗ, на что обратить внимание при взаимодействии и как повысить свои профессиональные навыки в сфере инклюзивного образования.
С целью обеспечения равного доступа к образованию всех обучающихся, независимо от их особенностей здоровья, в Университете ИТМО был создан Центр сопровождения инклюзивного образования (ЦСИО). Целью ЦСИО является создание специальных условий для обеспечения равного доступа к образованию обучающихся с инвалидностью и с ОВЗ и сопровождение их на протяжении всего образовательного процесса.
    Основными задачами Центра сопровождения инклюзивного образования являются:
      • обеспечение студентов с ОВЗ и инвалидностью необходимыми условиями для получения ими высшего образования;
      • организация комплексного сопровождения образовательного процесса студентов с ОВЗ и инвалидностью;
      • создание системы взаимодействия с другими учреждениями и подразделениями университета, с целью оказания помощи студентам с ОВЗ и инвалидностью в социальной адаптации и интеграции.
      Реализация задач подразумевает непрерывное сотрудничество Центра с профессорско-преподавательским составом. Инклюзивное образование обучающихся с инвалидностью и с ОВЗ основано на получении ими специальности в полном соответствии с государственными стандартами. Это часто приводит к трудностям в организации учебного процесса, в связи с особенностями здоровья данной категории студентов. В свою очередь информирование преподавателей об особенностях обучения студентов с инвалидностью и с ОВЗ, повышение их педагогического мастерства, совершенствование организационных форм, методов работы заметно повышает качество высшего образования и шанс обучающегося на успешное окончание вуза и дальнейшее трудоустройство по специальности.
        Система совместной деятельности обучающегося с инвалидностью и с ОВЗ и преподавателя основывается на раскрытии и развитии индивидуальности студента. Основой этого процесса служит:
          • позитивное восприятие особенностей обучающегося;
          • создание благоприятной психологической атмосферы в учебном процессе;
          • включение обучающегося в совместную деятельность участников образовательного процесса и создание условий для самореализации данной категории студентов;
          • предоставление расширенных возможностей в раскрытии ресурсов обучающегося;
          • выявление и анализ реальных и потенциальных проблем в обучении и совместный поиск выхода из них.
          При сопровождении учебного процесса обучающихся с инвалидностью и с ОВЗ в дистанционном формате ЦСИО по запросу от самого обучающегося или представителя от факультета оказывает следующие виды помощи:
              1
              продление времени защиты на экзаменах и ВКР;
              2
              присутствие сотрудника ЦСИО при защите на экзамене (в том числе, присутствие при сдаче экзамена на комиссии) и ВКР;
              3
              использование предварительно записанного видео своей защиты ВКР для студентов с сильным нарушением речи, по согласованию с факультетом, и ее дальнейшее предоставление комиссии;
              4
              предоставление, по согласованию с факультетом, лекционных конспектов, презентации или записи занятий для дальнейшей работы с учебным материалом на своих специальных технических устройствах студентов, имеющих нарушение слуха или зрения;
              5
              продление сессии, если студент проходил реабилитационные процедуры, препятствующие присутствию на занятиях;
              6
              предоставление дополнительной онлайн консультации преподавателя;
              7
              предоставление психологической помощи для студента и его родителей;
              8
              проведение психологических мероприятий, направленных на мотивирование к обучению.
              В ЦСИО могут обращаться и преподаватели Университета ИТМО, по вопросам улучшения качества образовательного процесса в очном или смешанном формате обучения. Консультативная помощь может заключаться в следующем:

              • информирование об особенностях предоставления учебного материала для студентов с инвалидностью и с ОВЗ, в зависимости от нарушения здоровья;
              • консультация о выборе методов обучения студентов с инвалидностью и с ОВЗ;
              • инструктаж по особенностям работы в учебном процессе с лицами с инвалидностью и с ОВЗ;
              • инструктаж по особенностям взаимодействия и этике общения с лицами с инвалидностью и с ОВЗ;
              • психологические консультации по работе со студентами данной категории.
              Для успешного психолого-педагогического взаимодействия, преподавателю важно соблюдать следующие условия:
                1
                Согласие студента с инвалидностью или с ОВЗ на помощь.

                Как правило, обучающийся может сам попросить о помощи преподавателя, либо обратиться в ЦСИО. При обращении обучающегося в Центр, сотрудники самостоятельно связываются с преподавателем.
                2
                Приоритет самого студента с инвалидностью или с ОВЗ в решении собственных проблем.

                Преподаватели и сотрудники Центра лишь создают для этого условия, вникают в суть проблемы и предлагают свою помощь, оказывая влияние на самостоятельность действий студента.
                3
                Сотрудничество и содействие.

                Это условие предполагает процесс совместного движения к преодолению препятствий и трудностей в учебном процессе.
                4
                Соблюдение принципа конфиденциальности.

                Информацию об особенностях обучающегося, его состоянии здоровья, а также личные данные предоставляются только при согласии самого обучающегося с инвалидностью или с ОВЗ. Только при полном доверии к преподавателям помощь будет принята и станет импульсом к активной внутренней работе.
                5
                Доброжелательность и безоценочность.

                Преподавателям недопустимо сравнивать действия одного студента с инвалидностью или с ОВЗ с действиями другого студента. Важно понимать психофизиологические особенности обучающегося, учитывать его особенности и принимать их безоценочно.
                Общая информация об особенностях обучения лиц с инвалидностью и с ОВЗ представлена в электронном учебнике «5 шагов для перевода дисциплины в смешанный формат в 2020/2021 г.», в разделе «2.5 Инклюзивное образование в формате смешанного обучения».

                Об особенностях взаимодействия с обучающимися с инвалидностью и с ОВЗ Вы можете узнать из встречи «Особенности взаимодействия с обучающимися с инвалидностью».
                  Вместе с этим материалом читают:
                    Информация © 2020 Университет ИТМО
                    Департамент образовательной деятельности
                    Контакты
                    Отдел образовательных технологий, телефон 457-18-60, email distant@itmo.ru, адрес Кронверкский пр., 49, каб. 322
                    Made on
                    Tilda